ЧУБАЙС ГОТОВИТ ПРИВАТИЗАЦИЮ ЕДИНОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ РОССИИ
Максим Калашников, "Промышленный вестник" № 23
Уже полтора года российской энергетикой руководит Анатолий Чубайс. Основные показатели деятельности РАО "ЕЭС России" за это время показывают: отрасль быстро движется к развалу.
|
Задача энергетики не только бесперебойно снабжать страну электричеством, но и обеспечивать его качество - стандартную частоту в сетях. Для России это - примерно 50 герц, полсотни колебаний переменного
тока в секунду. Так вот, если в 1997 году средняя частота за год в "ЕЭС" равнялась 49,97 Гц, то в 1998-м, в первом году чубайсовской эры в "ЕЭС", частота упала до 49,92. А к осени 1999 года снизилась до
49,4-49,5. Поясним: при 49,2 герца начинает срабатывать аварийная автоматика, отключая потребителя во избежание катастроф на электростанциях. Нынешнее падение частоты означает: Россия получает ток скверного
качества: он делает невозможным точное производство, губителен для сложных станков и передового оборудования.
Второй показатель - заготовка топлива на зиму. На фоне роста производства угля и других энергоресурсов планы накопления угля и мазута безнадежно сорваны. По статистике, на первое декабря угля запасли
только 77 процентов от плана, мазута - 63 процента. На Сахалине угля было только 17 процентов от задания, мазута на Камчатке 26 процентов. В "Архэнерго" запасы мазута составили 3 процента от плана! А когда
ударят северные морозы?
Плачевное финансовое состояние "ЕЭС". Главный казначей движения "Правое дело" г-н Чубайс еще больше усугубил долги системы, нахватав кредитов. Половина платежей, собираемых "ЕЭС", уходит на их обслуживание.
Приказом № 374 от 6 октября глава "ЕЭС" централизовал расчеты региональных энергосистем на оптовом рынке энергии (ФОРЭМ), указав: деньги переводить в новый расчетно-долговой центр ФОРЭМ. Делается это якобы для
нормализации расчетов за топливо. Но деньги в РДЦ втекают, а неплатежи за топливо не рассасываются. Плату за снабжение России электричеством ныне собирает не только "ЕЭС", но и десять посредников - так называемых
независимых финансовых операторов на ФОРЭМ. Вся их работа сводится к тому, чтобы купить энергию у станций по ценам более низким, чем устанавливает Федеральная энергокомиссия, и потом перепродать ее выгодным,
платежеспособным потребителям. При этом за надежность энергоснабжения "операторы" не отвечают. Оплата услуг этих посредников уже сопоставима с оплатой всех материальных затрат Единой энергосистемы.
Чубайс, раздув аппарат управления компанией, насадил в него своих . Но до сих пор никто в правительстве так и не задал простого вопроса: неужели сама "ЕЭС" не может торговать энергией?
Год за годом проедается запас прочности системы, заваливаются инвестиционные планы по вводу в строй новых мощностей взамен изношенных. В 1999-м ресурсы исчерпали мощности в 7,7 миллиона киловатт. Компенсация
же выбывающего оборудования в компании - одни слезы. В 1998 году - 818 тысяч кВт. Новые мощности практически не вводятся: в 1998 году - только 201 тысяча киловатт. Эксперты предупреждают: если дело пойдет так
дальше, в 2005 году грянет энергетическая катастрофа всеобщего масштаба. К этому времени ресурс исчерпают 60,5 процента генерирующих мощностей России, и страна будет вынуждена импортировать электричество. Однако
денег у нас на это не будет. Уже сейчас подъем производства в стране и рост потребления электричества Чубайс называет "стихийным бедствием". Еще немного - и "ЕЭС" не сможет снабжать страну, подъем экономики упрется
в дефицит энергии.
Никакого признака улучшения ситуации с инвестициями в "ЕЭС"не предвидится. Чтобы избежать развала, надо за следующие пять лет ввести в строй 50-60 миллионов киловатт мощности. Как это сделать, команда Чубайса
не знает.
Полным ходом идет кадровый развал энергетики. 1999 год сотрудники "ЕЭС" назвали "вторым 37-м". Чубайс принялся "вычищать" людей, которые профессионально владеют электротехникой, сложнейшими вопросами безопасности
энергоснабжения страны. Взамен он предоставляет руководящие кресла людям технически безграмотным, с "общеэкономическим образованием", "профессиональным реформаторам", банкирам и финансистам. "Своих" людей он направляет
в самые богатые и беспроблемные энергосистемы страны, старательно обходя критические регионы. Назначение "банкротчика" А. Бикова (бывшего заместителя главы Федеральной службы по несостоятельности) на пост гендиректора
мощнейшего "Тюменьэнерго" взамен профессионала высшей пробы В. Богана самый живой тому пример. Кадровые перетряски Чубайса похожи на то, как если бы все специалисты - командиры ядерных лодок заменялись замполитами. И
это не преувеличение: электроэнергетика - отрасль повышенной опасности .
Чубайс приступает к раздаче самых выгодных электростанций в частные руки. Достать протокол сентябрьского заседания Совета директоров "ЕЭС", на котором Чубайс "продавил" решение о передаче "Сибирскому алюминию"
Саяно-Шушенской ГЭС, великая проблема. Между тем "ЕЭС" уступает эту станцию ценой в 1,5 миллиарда долларов всего за 50 миллионов долларов, даже не получая контрольного пакета в новой электроалюминиевой компании (у нее
останется только 36 процентов).
По нашим сведениям, готовится передача Колымской ГЭС золотопромышленникам, Вилюйской ГЭС - якутским алмазодобытчикам, Красноярской и Братской ГЭС - алюминщикам. Специалисты говорят о том, что Чубайс, во-первых,
проводит в жизнь принцип энергетического сепаратизма в стране, во-вторых, создает экономику колониального типа, отдавая наши с вами станции сырьевикам-экспортерам, лишая государство всяких рычагов влияния на экспортеров.
Ведь соединять электростанции с автомобильными заводами России он, например, не торопится. "ЕЭС" - одна из последних скреп единства страны, и ее разбивают на наших глазах.
Что получим в результате? В отличие от Запада, где электростанции действительно строились частными компаниями для обеспечения своих алюминиевых и прочих производств, наша "ЕЭС" изначально создавалась как мощная
централизованная компания. С жестким диспетчерским командованием и минимальными резервами мощностей. Для работы в общих интересах. Внутри нее не может быть никакой рыночной конкуренции. Здесь надо, наоборот, централизованно
снижать издержки, расход топлива, вести инвестиционную политику. "ЕЭС" - это такой же единый механизм, как корабль или самолет, которые никак нельзя делить на отдельные акционерные общества. "ЕЭС" не имеет аналогов на Западе,
и потому их специалисты ничего советовать нам не могут.
Напротив, по мнению специалистов, надо укрупнять нынешние региональные "АО-энерго", покончить с феодализацией электроэнергетики, наступившей с 1992 года, наводить финансовую дисциплину, вспоминать советские нормы расхода
топливa на выработку киловатт-часа.
Но вместо этого профессиональные реформаторы выдвигают план "конкурентной" энергетики, превращения станций, входящих в Единую энергосистему, в "независимые генерирующие компании", оставив в "ЕЭС" только сети и линии электропередачи.
Что же будет в итоге? Новые хозяева, получив задешево станции, примутся эксплуатировать их на полный износ, и агония всей энергосети страны не заставит себя ждать. То, что дешево достается, ценится недорого. Это мы уже проходили во время
приватизации "по Чубайсу". Но Анатолий Борисович предлагает наступить еще раз на те же грабли.
За доступ к экспортной трубе на до платить налоги
Евгения Письменная , "Финансовая неделя" № 41, 1999 г.
Министерство по налогам и сборам пригрозило 35 компаниям - бюджетным должникам, экспортирующим нефть, отключить их от системы магистральных экспортных трубопроводов. Мало того,
МНС пообещало вместе с налоговой полицией провести углубленную проверку соблюдения этими организациями законодательства. |
В список попали "Татнефтепром", "Татнефтеотдача", "Татойлгаз", "Пурнефтегазгеология", "Нижневартовскнефтегаз", "Тэбукнефть", "Нобель ойл" и другие. Министерство собирается лишить права на экспорт нефти
35 компаний, суммарная недоимка в федеральный бюджет которых на 1 октября составляла немногим более 1 млрд руб. Правда, это возможно сделать только после того, как будет изменено "Положение о порядке уступки
права доступа к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации". А на внесение поправок потребуется время. Пока МНС
направило информацию о должниках в межведомственную балансовую комиссию по доступу к системе магистральных экспортных трубопроводов.
Но налоговым органам время на поправки может и не потребоваться. Похоже, МНС больше надеется, что на благо казны сработает испуг должников.
Налоговые органы выбивают долги старыми методами. Полтора года назад правительство применило такой же механизм шантажа к четырем компаниям. Отключение от трубы было недолговременным - всего на несколько
часов (если бы правительство надолго лишило доступа к экспортным нефтепроводам, то компании могли бы потребовать от него неустойку за срыв экспортных контрактов, а суммы неустойки вполне могли бы превысить
бюджетные долги нефтяных предприятий). Но шантаж сработал: после той акции дело с задолженностью нефтяников стало улаживаться. Тогда МНС практически со всеми крупнейшими компаниями заключило специальные соглашения.
В соглашениях оговаривается, что нефтяники платят налоги живыми деньгами и постепенно гасят накопившуюся задолженность, а государство не трогает краны экспортной трубы. Эти соглашения действуют до 1 января 2000 года.
В России 230 организаций имеют право доступа к трубе, 60 из них платят налоги в бюджет по спецсоглашениям. Из 170 оставшихся 35 имеют недоимку. По словам руководителя департамента экономического анализа и планирования
налоговых поступлений МНС Асламбека Паскачева, в основном это посреднические структуры.
МНС решило, что настала пора законодательно закрепить механизм спецсоглашений для нефтяников. Основная идея такова: сначала выполни свои обязательства перед государством, а потом уж торгуй на мировом рынке. Сейчас
министерство готовит поправки в налоговое законодательство. МНС хочет, чтобы в законе было прописано, что нефтяная компания получает доступ к трубе только после того, как представит информацию налоговиков о том, что все
налоги уплачены и долгов перед государством нет.
Консультации специалистов дорогого стоят
А.Батушенко, "Финансовая неделя" № 41
Минэкономики объявило об удачном завершении проекта ТАСИС по содействию реструктуризации промышленных предприятий России. Проект инициирован Российским союзом промышленников и предпринимателей
(РСПП) при поддержке Минэкономики в 1998 году.
Европейцы выделили 6,5 млн евро для того, чтобы те российские предприятия, которые хотят реструктурировать производство, воспользовались помощью зарубежных консультантов. Такие услуги довольно
дороги - в ходе выполнения проекта стоимость услуг консультантов на каждом из российских предприятий составила в среднем около 200 тыс. евро. Россияне оплачивали 10 проц., остальное пришлось на долю
Евросоюза. Консультационные услуги оказывал консорциум, состоящий из британской консалтинговой компании "Ай-эм-си консалтинг" и российской фирмы "Группа Центринвест", выигравшей тендер ЕС на право
участия в проекте.
Заявки на участие в программе ТАСИС подали более 100 российских предприятий. Главным условием участия в проекте было то, чтобы персонал предприятия насчитывал не менее 500 человек и 76 проц. акций
предприятия принадлежало частным владельцам. Кроме того, требовалось предоставить консультантам исчерпывающую информацию о деятельности предприятия и гарантировать сотрудничество со стороны менеджмента
компании. По словам директора проекта Боба Уиллиса, причиной отсева претендентов было плохое финансовое положение, большая задолженность, высокий уровень бартера и "элементарное непонимание важности и
выгодности помощи профессионалов, нежелание что-либо у себя менять". Критериям отбора смогли соответствовать только 25 промышленных предприятий - "Северсталь" (Череповец), "Лакокраска" (Ярославль),
"Акрихин" (Московская обл.), "Трехгорная мануфактура" (Москва), Самарский хлебозавод № 9 (Самара) и другие.
Первый заместитель министра экономики Александр Свинаренко сказал, что до сих пор его ведомство пессимистично оценивало результативность деятельности ТАСИС в России. Успешный, по мнению заместителя
министра, проект содействия реструктуризации отечественных промышленных предприятий изменил эту оценку. "Из 25 предприятий, за которые "взялись" консультанты, на 24 удалось серьезно улучшить ситуацию",
- считает А.Свинаренко.
СТАРЫЙ ЗАПАС НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ
В Учалинском районе Башкортостана идут работы на уникальном месторождении хромитовых руд, запасы которого оцениваются в несколько сот тысяч тонн. А Башкирский медно-серный комбинат начал разработку
единственного в России и имеющего стратегическое значение Северо-Файзуллинского месторождения марганца.
Башкирский институт минерального сырья сообщает, что уральские месторождения хромитов известны еще с начала века, но долгое время считались неперспективными. Интерес к "старым" запасам проснулся после
того, как богатые месторождения стратегически важного сырья оказались за границей, в Казахстане. Низкие транспортные расходы и отсутствие таможенных сборов сделали рентабельным добычу башкирских хромитовых
руд. В настоящее время в Учалинском районе продолжаются изыскательские работы, которые должны уточнить запасы и глубину залегания ценного сырья.
Марганцевая руда из Башкирии будет поставляться на Магнитогорский металлургический комбинат. Ее планируют перерабатывать в городе Сибае, где специальная линия по ее обогащению способна выдавать около
100 тысяч тонн продукта в год.
Последние открытия геологов показали, что залежей в башкирском Зауралье хватит на несколько десятков лет интенсивной разработки.
Сергей Буторин, "Век" № 48
РЕАНИМАЦИЯ "ИКАРУСОВ"
Коллектив Зарайского авторемонтного завода в Подмосковье избрал своим директором Ивана Владимирова. Что выбор сделан правильно, стало ясно, когда в очень непростой экономической ситуации для работников
завода был построен 32-квартирный жилой дом.
Таким образом была полностью решена жилищная проблема на отдельно взятом предприятии. Кроме этого дома, в Зарайске не сдано в эксплуатацию ни одного метра жилья, почти 10 лет достраивается районная больница.
Завод недавно стоял на пороге закрытия. На предприятии, ориентированном на ремонт двигателей автомашин ГАЗ, заказы сократились в несколько раз. И тогда было принято решение - капитально ремонтировать автобусы.
Фирма "Икарус" стала уходить с российского рынка, машины подорожали, но уже приобретенные требовали ремонта. На Зарайском авторемонтном собственными силами, по международным стандартам создали один из самых
важных технологических участков ремонта двигателей - участок испытаний. Направили на фирму "Раба" в Венгрию своих работников для обучения. Из деталей, заказанных на фирме, стали собирать двигатели. Убедились в том,
что капитальный ремонт на Зарайском заводе соответствует стандартам, принятым на заводе-изготовителе. А стоит дешевле. Созданное совместное предприятие "Раба-МТА" обеспечивало дополнительные рабочие места, средства
для завода. Налоговые поступления в городской бюджет от этого развивающегося производства составили в этом году несколько миллионов рублей.
Светлана Иванова, "Век" № 48
"СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА" СОЗДАЕТСЯ В КРАСНОЯРСКЕ
Крупнейшая в России "силиконовая долина" создается в нескольких десятках километрах от Красноярска. Здесь, в городе, где расположен один из крупнейших ядерных центров страны, сообщил его руководитель Василий Жидков,
началось строительство завода поликристаллического кремния, который станет единственным в России, поставляющим такой материал для отечественной электронной промышленности.
По его словам, сегодня в стране нет ни одного предприятия, на котором производился бы этот материал, составляющий основу любого полупроводникового производства. В результате, отечественные заводы, производящие микросхемы,
закупают его за рубежом. Новое предприятие станет выпускать 120 тонн поликристаллического кремния, и 60 тонн - монокристаллического.
Качество материала здесь будет таково, что он несомненно найдет спрос и на мировом рынке, отметил Василий Жидков.
ИТАР-ТАСС
УВИДИМ ЛИ НЕБО В АЛМАЗАХ?
В столице якутских алмазов Мирном открыт первый в России рудник по подземной добыче драгоценного сырья "Интернациональный". Так здесь отметили 50-летие со дня находки первого якутского алмаза. Это наш ответ скептикам, тем,
кто предрекает гибель алмазодобычи на Севере и закрытие Мирного, сказал президент акционерной компании "Алмазы России - Саха" ("Алроса") Вячеслав Штыров, перерезая ленточку. Скоро новый комплекс примет эстафету у известных
карьеров, где алмазы добываются эффективным дешевым открытым способом. Дело в том, что глубина этих разрезов уже близка к такой отметке, за которой добыча руды будет нецелесообразной. В 2001 году знаменитая кемберлитовая трубка
"Мир" будет закрыта, но не навсегда. На ее месте начнут сооружать подземные стволы, а пока поработает. Такая же участь ждет и богатейшее месторождение "Удачный".
Подземная шахта - уникальное сооружение, включающее 40 объектов, расположенных на территории в несколько десятков гектаров. Ствол пробит на километр в вечную мерзлоту, которая по содержанию ювелирных алмазов на тонну руды и
по их качеству входит в тройку лучших алмазных месторождений мира. В. Штыров назвал месторождение гордостью и надеждой "Алросы".
ИТАР-ТАСС
|