СБЕРБАНК КРЕДИТУЕТ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР
Елена Маковская , "Эксперт" № 46, 1999 г.
Банкиры постепенно начинают осознавать свою власть и ответственность за клиентов. Сегодня большинство кредитных учреждений хотят иметь дело с реальным бизнесом, оживлять его финансовыми
потоками, оберегать и взращивать. Они готовы делить со своими клиентами ответственность за успех или поражение. Ответственность, выраженную в конкретных суммах выданных кредитов.
Сложилось так, что после августовского кризиса на обслуживании в Сбербанке России оказались все "сливки" российской промышленности - РАО "ЕЭС России", "ЛУКОЙЛ", Лебединский ГОК, Оскольский металлургический
комбинат, "Транснефть", Тюменская нефтяная компания и другие. До кризиса Сбербанку не доводилось иметь отношения к сфере военно-технического сотрудничества. Сегодня же он сотрудничает с крупнейшими оборонными
предприятиями: ГУП "Росвооружение", Балтийским заводом, Иркутским авиационно-производственным объединением, Кронштадтским морским заводом и рядом других оборонных предприятий, работающих на экспорт.
В посткризисный период Сбербанк оказался, пожалуй, единственным финансовым институтом, способным осуществлять долгосрочное кредитование и проектное финансирование в сколько-нибудь серьезных масштабах. По
словам директора управления проектного финансирования Бориса Юрлова, Сбербанк России поддерживает крупные проекты федерального значения (как правило, в базовых отраслях экономики или инфраструктурные мегапроекты)
с объемами кредитования в 50-100 млн долларов США. Другое направление - финансирование социально значимых проектов. В основном это региональные проекты в пищевой и перерабатывающей промышленности, в сфере
строительства жилья, телефонизации населенных пунктов, производства стройматериалов, торговли и т. д. Среди проектов, уже реализуемых с помощью Сбербанка, - реконструкция Санкт-Петербургского морского торгового
порта, создание этиленового комплекса на "Нижнекамскнефтехиме" - самом крупном предприятии нефтехимии в стране (20 млн долларов), создание наземного сегмента спутниковой системы связи "Ростелекомом" (50 млн рублей).
По словам г-на Юрлова, если проект слишком масштабен даже для Сбербанка России, речь может идти об организации синдицированного займа. Традиционными партнерами в таких случаях выступают росзагранбанки (парижский
Евробанк и лондонский Московский народный банк), Внешэкономбанк и ряд других финансовых институтов.
Проекты стоимостью меньше 5 млн долларов отрабатываются территориальными Сбербанками и, как правило, представлены предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Рентабельность проектов сроком до 5 лет
сейчас колеблется на уровне 18-20%, редко достигает 25%. Процентные ставки по таким кредитам вернулись на докризисный уровень и составляют 14-16% в валюте и 40-45% в рублях (мировые ставки по аналогичным кредитам - 10-11%).
"Мы категорически не хотим быть ангажированы ни одной отраслью народного хозяйства или сосредоточивать ресурсы в одной отрасли, даже самой привлекательной. Нам интересны любые точки роста в экономике". Банк не собирается
входить ни в одну финансово-промышленную группу, участвовать в бизнесе или акционерном капитале промышленных предприятий. Работа с населением, со сбережениями, была и остается для Сбербанка России "священной коровой",
стержневым направлением деятельности. Это обстоятельство предопределяет суперконсервативное отношение к любым кредитным рискам, строгость к методам анализа проектов, к порядку формирования обеспечения.
Сбербанк берет в залог блокирующие и контрольные пакеты акций предприятий, oборудование, другие основные фонды, принимает поручительства третьих лиц, например, гарантии правительства. Стоимость залогового обеспечения
обычно в два-три раза превышает объем выдаваемого кредита.
При отборе проектов Сбербанк использует принцип трех корзин.
В первую попадают все инвестиционные предложения, во вторую, ежеквартально обновляемую, - потенциально интересные (на этой стадии остается в среднем один проект из каждых пятидесяти). В третьей корзине находятся проекты,
прошедшие кредитный комитет банка, по ним начата работа, открыты кредитные линии.
Не так давно к "самотеку" клиентских проектов подключился поток, аккумулированный Минэкономики. В области проектного финансирования это ведомство намерено выступать в партнерстве со Сбербанком РФ, о чем подписано специальное
соглашение. Специалисты Минэкономики будут предлагать Сбербанку наиболее интересные, важные для государства проекты, проходящие через их ведомство. При этом Сбербанк будет проводить собственную экспертизу проектов. Если интересы
совпадут, проекты будут приняты к реализации. "Смысл сотрудничества в разделении рисков. Банк вкладывает живые деньги, а государство участвует своими гарантиями, поручительствами", - поясняет г-н Юрлов. Соотношение в распределении
рисков индивидуально для каждого проекта. В стандартных случаях это пятьдесят на пятьдесят: эффектные, коммерчески привлекательные для банка допускают снижение доли поддержки государства до 30%, тогда как наиболее социально значимые
проекты могут довести долю госучастия до 80%.
|