НЕЖДАННО-НЕГАДАННО... ИЛИ "ОТКРОЙТЕ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ!"
Виктория Краснюк, "Интерфакс-Время" № 48
От тюрьмы и от сумы не зарекайтесь, так же как и от визита налоговой полиции с целью проверки вашего офиса. Поэтому хотим еще раз напомнить о задачах этого ведомства и о том, в каких ситуациях следует ожидать визита его представителей.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ДУРАЧКОМ?
В скором времени Госдума должна принять во втором чтении проект закона о внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Речь идет о расширении числа статей в Уголовном кодексе, которые будут отнесены к подследственности налоговой полиции. По словам самих налоговых полицейских, сделать это необходимо, потому что они выявляют не только налоговые правонарушения, но и связанные с ними различные экономические преступления.
Пока же в их производстве могут быть только уголовные дела, содержащие два состава преступления - укрывательство от уплаты налогов гражданином путем непредставления налоговой декларации или искажения в ней данных (ст. 198 УK РФ) и то же нарушение, проделанное должностными лицами в организациях (ст. 199 УK РФ). Естественно, чтобы считаться преступлением, все эти деяния должны быть совершены умышленно.
Поэтому сразу возникает вопрос: если кто-то что-то недоначислил, не включил в налогооблагаемую базу вовсе не по злому умыслу, а по незнанию, будут ли его отдавать под суд? По словам специалистов, для того, чтобы выявить умысел, и существует предварительная проверка. Уголовное дело возбуждается только в том случае, если есть все признаки состава преступления, в том числе и умышленное укрывательство от уплаты налогов. Ведь в силу презумпции невиновности не гражданин и не должностное лицо, а налоговая полиция должна доказать, что данные в налоговой декларации искажены заведомо, а не по досадной ошибке.
Легко ли матерому неплательщику закосить под полуграмотного простофилю, ответить однозначно трудно. Но, по мнению генерал-лейтенанта налоговой полиции Владимира Зайцева, начальника главного управления оперативного документирования ФСНП России, квалифицированный анализ бухгалтерских документов и дополнительные мероприятия в процессе расследования помогают доказать наличие умысла.
Кстати сказать, именно по инициативе налоговой полиции в ст. 198 УК РФ в прошлом году появилось примечание, разрешающее прекращать уголовное дело, если подследственный нарушил закон впервые, признал вину и возместил причиненный ущерб. Органы налоговой полиции, по словам их сотрудников, к налогоплательщику относятся трепетно, и потому это новшество используется очень активно: и судьбу обвиняемого не ломают, и казне ущерба нет. Так что неплательщикам стоит взять это примечание на заметку в качестве выхода из неприятной ситуации.
КОГДА ГОСТЬ НА ПОРОГЕ...
Можно ли предугадать, в какую организацию нагрянет с проверкой налоговый полицейский? Решения о проверках принимаются прежде всего по результатам оперативно-розыскных мероприятий (каких именно - каждый профессионал держит в секрете), а также по сообщениям СМИ и граждан о готовящихся налоговых преступлениях. Так что можно себе вообразить, как персонал фирмы, упомянутой в прессе как злостный неплательщик, сидит и тоннами сжигает документы.
Но шутки в сторону. Органам налоговой полиции законом предоставлено право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения прибыли и доходов, и обследовать их.
Причем во всех случаях проникновения в квартиры, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них лиц органы налоговой полиции обязаны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.
На практике все это происходит так. После изучения оперативно-розыскной информации и ее объективного подтверждения выносится постановление о проведении проверки или исследования документов на основании закона об оперативно-розыскной деятельности. В этом документе указывается время и место этого мероприятия, а также определяется примерный объем документов и период, за который может быть изъята документация.
Налогоплательщика предупреждают, что в соответствии с законом о федеральных органах налоговой полиции он несет административную ответственность в случае отказа от представления документов.
В постановлении указываются и те, кому поручено проведение проверки: имя и должность. Поэтому руководитель предприятия обязан проверить у проверяющих их данные. В случае, если человек, пришедший с проверкой, покажется вам подозрительным, вы имеете полное право спросить телефон дежурной части Федеральной службы налоговой полиции или другого территориального органа и выяснить, кто он и по какой причине явился. И не надо лениться использовать свои права "на полную катушку".
НЕСГОРАЕМЫЙ СЕЙФ ВАС НЕ СПАСЕТ
Уже в вашем офисе налоговые полицейские потребуют на основании постановления предъявить необходимые документы за определенный промежуток времени. Исследования они могут проводить в кабинете руководителя, если есть такая возможность: сейфы, места для хранения документации, и нет опасения, что их сожгут или проглотят. Кстати, совершенно обязательно составить опись этих документов в присутствии понятых, представителей общественности и руководства предприятия.
Как подчеркивает В. Зайцев, все регламентируемые законом процессуальные действия налоговой полиции, как и других правоохранительных органов, должны быть четко соблюдены. И любой руководитель, если он считает, что что-то нарушено, вправе жаловаться на неправомерные действия в вышестоящий орган, прокурору или сразу в суд.
Если же представители налоговой полиции видят, что документы хранить негде, условий для работы предоставлено быть не может или есть опасение за их сохранность, то в соответствии с протоколом производят их изъятие. Причем иногда эти бумаги вывозят грузовиками.
Документы опечатывают, привозят в здание налоговой полиции, где в присутствии понятых и представителей фирмы проводят распечатывание и опять же составляют опись. Один экземпляр описи остается у полицейских, второй отдается непосредственно налогоплательщику, чтобы он мог контролировать процесс.
На проверку отводится месяц. По ее завершении составляют акт исследования документов.
И вот этот акт, в отличие от актов проверок налоговой инспекции, может стать основанием для возбуждения уголовного дела.
НЕ ПАРТНЕРЫ, А СООБЩНИКИ
Все произойдет именно так, как мы описали, если две или более организаций решили укрыться от налогов путем выдачи друг другу фиктивных накладных, договоров или иных документов. Чтобы вывести их на чистую воду, существуют встречные проверки. То есть производится изъятие документов не на одной фирме, а в нескольких, которые, как предполагается, связаны деловыми отношениями. Эти проверки дают возможность вскрыть полностью картину совершения налогового правонарушения.
Что касается проверок фирм с участием иностранного капитала и фирм-нерезидентов, то тут наша налоговая полиция активно взаимодействует с Интерполом. Разыскивают и иностранцев, и российских граждан, которые скрываются за границей и которым предъявлено обвинение.
И встречные проверки с участием зарубежных партнеров вполне реальны. Федеральная служба налоговой полиции завязала прочные деловые связи с аналогичными структурами в целом ряде зарубежных стран, в том числе и в тех, где есть оффшоры. Очень плодотворное сотрудничество налажено с подразделениями Службы внутренних доходов США, со службами Скандинавских стран, в частности Швеции и Норвегии. Интерес тут взаимный: и наши бывшие граждане, выезжая за рубеж, нарушают налоговые законодательства там, и в России иностранные подданные создают фирмы, которые укрываются от уплаты налогов.
Кстати, у проверяемых в России иностранцев права в отношениях с налоговой полицией совершенно те же, что и у наших соотечественников. Сами руководители налоговой полиции считают, что граждане активно пользуются своим правом обжаловать неправомерные, с их точки зрения, действия правоохранительных органов. А в Гражданском кодексе даже предусмотрена ответственность за моральный вред, причиненный в таких ситуациях...
|