«Век» № 3 Лариса АЙДИНОВА |
МИФОТВОРЧЕСТВО ПО-РОССИЙСКИ |
ЮРИЙ БОЛДЫРЕВ ПРЕДЛАГАЕТ "ПРЕОДОЛЕТЬ ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБМАН" |
Концентрация власти в одних руках, создание механизма управления государством из одного кабинета — хорошо это или плохо? Зависит от того, на что будут направлены усилия. Например, в управлении госсобственностью, в которой все еще остается более трети бывшей общенародной собственности, и она должна либо решать четко оговоренные стратегические и социальные задачи, либо приносить нам всем прибыль, в среднем не меньшую, чем банковский процент на соответствующий капитал. |
На слуху у нас Газпром, РАО «ЕЭС России», ЛУКойл, «Аэрофлот» и другие прибыльные предприятия с весомым госучастием. Представьте: прибыль в федеральный бюджет от всей этой собственности плюс все доходы от сдачи в аренду федеральной недвижимости — все это в сумме меньше, чем поступающая в бюджет доля прибыли от всего одного, созданного двадцать лет назад совместного предприятия «Вьетсовпетро» по добыче нефти у берегов Вьетнама.
Межгосударственный договор и контроль с вьетнамской стороны таковы, что ни приватизировать российскую долю, ни спрятать прибыль невозможно. Всего-то!
Нам нужно преодолеть глобальный обман. Вопрос не просто во всепронизывающей коррупции как «издержке преобразований». Творимое у нас в последние десять лет не имеет к западной модели развития ни малейшего отношения.
Государство выпустило из-под контроля стратегические объекты. По ряду морских портов, аэропортов невозможно выяснить, кто же реальный собственник. Сравните с Польшей, которую нельзя заподозрить в том, что она идет не «по западному пути». Все три морских порта приватизированы так: половина акций — государству, примерно четверть — местному самоуправлению, оставшееся — инвесторам для дебюрократизации управления. Даже в «либеральных» США государство контролирует собственников. Если человек хоть раз был судим, государство не позволит ему взять под контроль больше 10 процентов акций банка. В президенты баллотироваться — можно, но банк контролировать — нет.
У нас же предприятия, производящие турбины для атомных подводных лодок, двигатели для военных самолетов и ракет, отданы под контроль НАТО... Если проводить сколь-нибудь национально ориентированную политику, начать придется с того, что не допускать к власти тех, кто такие сделки проворачивал. Пока же эти люди занимают высокие должности в государстве или на предприятиях с госучастием...
Сейчас готовятся реформы естественных монополий. И здесь много обмана. Нам рассказывают про износ основных фондов. Но где же амортизационные отчисления, которые все эти годы исключались из налогообложения? А зачем в первую очередь приватизировались те предприятия, которые производили оборудование для электростанций и транспортировки энергии? И почему на покупку телеканала «RenTV» денег у более чем наполовину государственной РАО «ЕЭС России» хватает, а на энергетику — нет? Кто за это отвечает?
С другой стороны, сколько дискуссий в прессе, но хоть бы в одной газете упомянули, как в тех же США жесточайше регулируется рынок электроэнергии. Лишь в одном штате в порядке эксперимента недавно освободили оптовые цены, и теперь — проблемы... Или рассказывают, какие убытки несет МПС от пассажирских перевозок, но вы не узнаете, что прибыль от грузовых перевозок в несколько раз превосходит эти убытки. И, разумеется, нигде не упоминается, что даже в США все пассажирские железнодорожные перевозки дотируются и осуществляются компанией-монополистом, полностью принадлежащей государству...
Это и к вопросу об «информационной безопасности»: вслепую, в мифах о мировой экономике, к реальной жизни отношения не имеющих, какое может быть управление?
Наш бюджет — это баланс запланированных поступлений и обязательств, которые мы решили оплачивать, но не всех обязательств, по которым нас могут привлечь к ответу. Своих граждан наша власть не боится, но зарубежные организации в наши игры не играют. Отсюда наше фактическое банкротство перед Парижским клубом, в который мы вступили, кстати, на крайне невыгодных условиях...
С другой стороны, сравните: федеральный бюджет — 40 млрд. долларов, а запасы нефти и газа, переданные на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) на Сахалине, — около 80 млрд. долларов. А Тимано-Печорское месторождение, тоже переводимое на СРП, американцы оценивают в 4 триллиона долларов. Правительство внесло в Думу бюджет, но в нарушение закона не представило доклад о реализации СРП. Депутаты спорят о миллионах рублей, судьба же десятков миллиардов долларов и, следовательно, будущих бюджетов решается без информации, да еще и законопроектами объемом в несколько страничек, истинного веса которых большинство депутатов себе не представляют...
Заставить бы правительство хотя бы изучить наши документы и внятно отреагировать. Ведь мы проверяли, как работают соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2», сделали анализ последствий и почти год назад направили представление в правительство. Адекватного ответа нет до сих пор. А там налицо и прямая уголовщина. Так, в повторном обращении к М. Касьянову мы указали, что письма Минфина, ставшие основанием для незаконного перевода госсредств в банки, оформлялись так, что под одним номером значились несколько документов разного содержания. В ответ — тишина...
Если вернуться к бюджету, то и здесь президенту нужно наводить порядок — больше сегодня просто некому. Так, мы дали замечание по статье 108 законопроекта, позволявшей раскладывать бюджетные деньги по частным «лавочкам». В принятом бюджете появилась статья 113, смысл которой в том же: правительству дано право предоставлять дотации и субсидии предприятиям всех форм собственности. Министр финансов на СФ утверждал, что это не сверх расписанного в бюджете: и сенаторы ему поверили... Но, если президент на самом деле намерен наводить порядок, нужно спрашивать с тех, кто вносит в закон подобные нормы.
Введение единой шкалы подоходного налога — это лишь возможность для оформления крупных состояний... Что делать с незаконно приватизированными предприятиями? Насколько мне известно, в Думу внесен законопроект, предлагающий ограничить срок исковой давности для подобных сделок... 3 годами. Кто ж после этого к нам — таким умным придет со своими «инвестициями»? Для сравнения: во Франции — 30 лет...
Что нужно? Многое, но главное — гарантии равных правил и условий для субъектов экономической деятельности.
Реализоваться это может не доброй волей, а введением жесткой кары должностному лицу, которое попытается это равноправие нарушить. У нас же — противоположное. Упомянутая ст. 113 бюджета — тому пример.
И надо покончить с двойными стандартами управления. Сравните: МПС и РАО «ЕЭС России» — близкие по значимости объекты. Почему одно — министерство, а другое — АО? Почему министр получает десять тысяч рублей, а глава этого АО — несколько десятков тысяч долларов? Как возможно, чтобы председатель правительства получал зарплату в двадцать раз меньшую, чем председатель Центробанка, и даже в несколько раз меньшую, чем работники некоего АРКО, которое, по сути, — госучреждение, существующее на госсредства? Стандарт управления, ответственность управляющего, мотивация должны быть едиными. Иначе полная деградация и системы госуправления, и экономики.
|
|