2001  2 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
НОВОСТИ НТП

НАЧНЕМ С ОТКРЫТИЙ Татьяна БАТЕНЕВА
«Известия» № 4

ХРУСТАЛЬНЫЙ ГЛАЗ

Хрусталик в нашем глазу — волшебный кристалл зрения. Когда он теряет свою прозрачность, для нас меркнет белый свет. Так начинается катаракта — неизбежная болезнь миллионов после 45. Полное помутнение хрусталика равно слепоте, тогда один выход — его удаляют, заменяют искусственным либо сильнейшими очками.
Однако российские ученые Анатолий Деев (Российский государственный медицинский университет) и Мак Бабижаев (НИИ глазных болезней им. Гельмгольца) нашли другой путь.
— Хрусталик, как и сам человек, стареет, — рассказывает Анатолий Деев. — Белки окисляются активными формами кислорода, которые образуются в нашем организме, оседают на мембранах клеток хрусталика, от этого он мутнеет. Защитить глаза обязан природный «антиокислитель» — белок карнозин. Но с возрастом его выработка сокращается.
Особую роль карнозина открыл еще 100 лет назад русский ученый В. Гулевич. Но попытки использовать препарат, приготовленный из животного сырья, не удавались — в глазу человека он мгновенно расщеплялся.
Российским исследователям в сотрудничестве с европейскими химиками удалось синтезировать искусственный устойчивый карнозин. Препарат начинает действовать уже через 15—30 минут после введения и способен задержать развитие катаракты на 10 лет и более.
— Вместе со специалистами из Италии и Монако мы завершили работу над двумя формами лекарства — каплями и таблетками, — рассказывает Марк Бабижаев. — Препарат получил международный патент, выпускать eгo будут в Европе, поскольку у нас такого производства нет. Но мы надеемся, что он будет недорог.

ШИЗОФРЕНИИ ПУСТЯТ КРОВЬ

Проблема надежной диагностики в психиатрии существует во всем мире. Возможно, когда-нибудь диагноз таким больным можно будет ставить по... капле крови. Новые подходы к биологической психиатрии разрабатывают в Сибирском медицинском университете (Томск).
— Исследуя кровь больных, страдающих психическими расстройствами, наш молодой докторант Наталья Рязанцева — ей всего 28 лет — добилась очень интересных результатов, — рассказывает ректор университета Вячеслав Новицкий. — Она установила, что у таких больных гораздо чаще встречаются эритроциты «неправильной» формы. Работа Натальи открывает новые подходы к диагностике и лечению психических расстройств.
Обычный эритроцит похож на двояковогнутый диск. И лишь у очень «старых» или совсем молодых, незрелых, другие формы: одни похожи на плоский диск, другие — на спущенный мяч, третьи — на несколько дисков сразу или на петушиный гребень. Но у здоровых людей эти «мутанты» единичны, а у страдающих психическими расстройствами их доля достигает 20%.
Особенности эритроцитов наиболее выражены у больных шизофренией, их меньше у людей с умственной отсталостью. Рязанцева обосновала гипотезу, что эритроциты неправильной формы можно обнаруживать в крови у людей, генетически предрасположенных к шизофрении, даже при отсутствии клинических проявлений болезни. А значит, можно искать способы ранней диагностики и лечения психических расстройств на принципиально новом — клеточном — уровне.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001