2001  2 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

ИЗМЕНЕНИЯ
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
БОЛЬШИНСТВО ИЗМЕНЕНИЙ ПОЗ-ВОЛИЛО УСТРАНИТЬ РЯД НЕТОЧ-НОСТЕЙ, ПРОТИВОРЕЧИЙ И ТЕХ-НИЧЕСКИХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ В ПРИНЯТОЙ ВТОРОЙ ЧАСТИ НК РФ. ОДНАКО ОБЕСПЕЧИТЬ ДЕЙСТВЕННОСТЬ МЕХАНИЗМОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОДНОЗНАЧНОГО И БЕСКОНФ-ЛИКТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕК-СА, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ УДАЛОСЬ.
Ю.В. Комиссарова, В.Ф. Малышко «Учет, налоги, право» № 1

Новая редакция статьи 145 НК РФ уточнила предельную величину налогооблагаемой базы, позволяющую организациям и индивидуальным предпринимателям воспользоваться освобождением от обязанностей налогоплательщика.

УТОЧНЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

По ранее принятой редакции возникали споры — должна ли сумма для представления льготы определяться за каждый налоговый период (месяц) или за три сразу. Изменения это противоречие разрешили. Сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг не должна превышать 1 000 000 рублей за три предшествующих месяца. Причем сумма выручки определяется в целом по организации с учетом всех обособленных подразделений.
Воспользоваться данной нормой, по мнению специалистов Минфина и МНС России, можно будет лишь по истечении трех месяцев 2001 года, представив соответствующие документы в инспекции МНС России по месту постановки организации на учет. А к этому времени изменения для всех налогоплательщиков — и тех, у которых налоговый период один месяц, и тех, у которых квартал, — вступают в силу. Конечно, организации вправе обратиться в налоговые органы и в январе, однако решение скорее всего будет отрицательным.
Кроме того, предыдущая редакция второй части НК РФ предоставляла право налогоплательщикам с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реaлизации товаров, работ, услуг без НДС и налога с продаж, не превышающими 1000000 рублей, уплачивать налог, исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) в целом за истекший квартал. Причем в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом (п. б ст. 174 НК РФ).
Изменениями для этих налогоплательщиков вводится coответствующий налоговый период — квартал (п. 2 ст. 163 НК РФ).

ДАТА РЕАЛИЗАЦИИ

В первоначальном варианте главы 21 НК РФ для организаций, принявших в учетной политике для целей налогообложения момент определения реализации «по отгрузке», дата реализации определялась как одна из трех наиболее ранних событий: дня отгрузки товаров (работ, услуг); дня их оплаты; дня предъявления покупателю счета-фактуры.
Изменениями последняя позиция исключается. Но некоторое недоумение вызывает выбор ранней даты из двух оставшихся. Так, при поступлении денежных средств в полном объеме в счет поставки, которая еще не осуществлена, по НДС уже происходит реализация товаров, работ или услуг (оплата ведь произошла). Бюджет ничего не теряет, так как организации должны будут начислить ту же сумму к перечислению. Разница только в том, что отражать эту сумму надо будет как полученный аванс по другой строке «Декларации по налогу на добавленную стоимость».
Если же организация не определилась с моментом возникновения налоговых обязательств, то законодатели подумали за нее. В таких случаях необходимость начисления НДС возникает в момент отгрузки товаров (работ, услуг). Это в большей степени касается вновь созданных организаций, поскольку такая организация должна утвердить учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого итогового периода — одного месяца (п. 12 ст. 167 НК РФ).

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Изменения уточняют порядок уплаты налога головным подразделением opганизации при наличии у нее обособленных подразделений. Сумма налога определяется как разница между общей суммой НДС по организации в целом и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению всех обособленных подразделений (п. 2 ст. 175 НК РФ).
Такие организации должны уплачивать налог как по своему местонахождению, так и по местонахождению обособленных подразделений. При этом организация определяет отношение среднесписочной численности работников или фонда оплаты труда каждого обособленного подразделения к общей величине по организации, а также отношение стоимости производственных фондов каждого обособленного подразделения к общей стоимости фондов организации.
Причем первая из этих величин может меняться по каждому отчетному налоговому периоду. Вторая же постоянна, так как определяется по результатам предшествующего календарного года.
Полусумма полученных отношений является коэффициентом для каждого обособленного подразделения. Сумма НДС, приходящаяся на каждое обособленное подразделение, определяется путем перемножения общей величины налога по организации на соответствующий коэффициент.
Вместе с тем совершенно непонятно, надо ли проводить такие сложные расчеты. Это имеет смысл, когда налог уплачивается в несколько бюджетов. Однако в 2001 году налог на добавленную стоимость поступает полностью в федеральный бюджет.
Если провести аналогию с налогом на прибыль, где головное подразделение должно полностью перечислять причитающуюся часть налога в федеральный бюджет за организацию в целом, то целесообразность выполнения вышеприведенных математических операций можно подвергнуть серьезному сомнению.

ВХОДНОЙ НДС

Новая редакция главы 21 НК РФ определяет действия организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками или освобожденных от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) по входному НДС, уплаченному поставщикам. Эти суммы они должны включать в стоимость соответствующих товаров (работ, услуг). Так же надо поступать и с фактически уплаченными суммами налога при ввозе товаров на территорию РФ (подп. 1 п. 6 ст. 170 НК РФ).
Помимо этого НДС можно включать в стоимость амортизируемого имущества, если это имущество используется для производства товаров, работ, услуг, операции по продаже которых не признаются реализацией в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ (подп. 2 п. 6 ст. 170).
В первой редакции был определен момент принятия входного НДС для организаций, которые приняли учетную политику «по оплате», только после фактической оплаты товара (подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ). Изменениями исключена эта норма. Но для налогоплательщиков все остается по принципу: входной НДС можно принять к вычету только посте фактической оплаты.
Но это же изменение снимает и встречный вопрос относительно тех налогоплательщиков, которые приняли учетную политику «по отгрузке». Входной НДС они могут принять к вычету так же, то есть по фактической оплате.

СМР ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления является объектом налогообложения по НДС. Причем налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). Начисление налога производится в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством (п. 10 ст. 167 НК РФ). Одновременно можно принять к вычету исчисленную величину налога по этим работам (п. 6 ст. 171 НК РФ). Этот же пункт определяет, что вычетам подлежат и суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР.
Однако Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 установили несколько иной порядок.
Так, в книге продаж в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством (основных средств), регистрируется счет-фактура на исчисленную величину налога (п. 25 Правил). И одновременно в книге покупок регистрируются:
— счета-фактуры, полученные покупателем от продавцов по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) для выполнения СМР для собственного потребления;
— счет-фактура, выписываемая в одном экземпляре, на разницу между суммой налога, начисленной на стоимость данных СМР, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ (п. 12 Правил).
Получается, что фактически постановление Правительства РФ не соответствует порядку принятия НДС к зачету, который установлен кодексом. Скорее всего это противоречие будет разрешено уже в процессе применения норм части второй НК РФ. И, надо полагать, судом.
Кстати, о счетах-фактурах. Указание суммы налога с продаж не является ее необходимым реквизитом. Эта позиция исключена изменениями. Но в новой форме счета-фактуры, которая утверждена Правительством РФ, такая графа все же предусмотрена — графа 10.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001