ИВАН ПЕТРОВ, ЯРОСЛАВ ГРЕКОВ |
НОВЫЕ ГЕРОИ ИНТЕРНЕТА |
В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ НОВЫХ ГЕ-РОЕВ. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРЕОЦЕН-КА ОСНОВ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДЯТ НЕ ЧИСТЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ, А КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ ГОТО-ВЫ ВЕСТИ В ИНТЕРНЕТЕ ОС-ТАЛЬНОЙ БИЗНЕС. И ДАЛЬНЕЙ-ШЕЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТА БУДЕТ ОПРЕДЕ-ЛЯТЬСЯ ПРОЕКТАМИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ НА НУЖДЫ РЕАЛЬ-НОЙ ЭКОНОМИКИ. |
Последние месяцы были отмечены ликвидациями, реструктуризациями и сокращениями персонала в некоторых компаниях, считающихся лидерами российского Интернета. Менеджеры и инвесторы этих компаний пытались объяснять возникшие проблемы общим кризисом новой экономики, утверждая: «Такое происходит во всех крупных компаниях». Однако эти объяснения находили понимание далеко не у всех игроков рынка. Президент группы компаний A. Partners Алексей Пригожин и директор интернет-инкубатора Андрей Вакуленко даже распространили письмо, в котором указали, что проблемы компаний, выбравших заведомо неверную бизнес-стратегию, совершенно естественны и вовсе не означают начала кризиса новой экономики и что российский интернет-бизнес никак не похож на кладбище. Заведомо неверной господа Пригожий и Вакуленко называют бизнес-модель, которая была связана с ростом капитализации компании, основанном исключительно на привлечении большого числа пользователей бесплатных сервисов.
Чистые интернетчики
Эту модель как раз и использовали большинство «чистых» российских интернет-компаний, к которым было приковано внимание инвесторов. И, как и на Западе, именно они первыми столкнулись с проблемами. Тем не менее сегмент, состоящий из компаний, занимающихся поддержанием интернет-порталов и тематических ресурсов, можно считать вполне сложившимся. Объем этого рынка принято оценивать совокупной стоимостью интернет-рекламы — основного источника доходов таких ресурсов. Так вот, по некоторым оценкам, в прошлом году через российский Интернет прошло около $3-4 млн рекламных денег (не считая бартера и совместных PR-акций). Львиную долю освоили лидеры по графику — Rambler, Yandex, РБК, Port.ru, ресурсы «Агамы» и холдинга netBridge. В этом году объем рекламного рынка, по мнению генерального директора компании Internet Group Дэвида Гандлера (David Gandler), составит $6-8 млн: «Аудитория Рунета не стоит большего».
При этом стоимость создания проекта «с нуля» ежегодно растет на 50-100% (хотя справедливости ради надо сказать, что барьер для выхода на рынок все еще относительно невысок), а работать приходится в условиях острой борьбы за слишком скудные ресурсы: рекламных бюджетов на всех не хватает. В среднем компании-лидеры зарабатывают примерно $70-80 тыс. в месяц, а тратят (правда, с учетом расходов на развитие, а не только на текущие операции) до $200-250 тыс. «Чистым» интернет-компаниям остается уповать на значительный рост рекламного рынка и терпение инвесторов, либо придумывать и вводить коммерческие услуги. Между тем серьезных попыток обслуживать сегменты реального бизнеса они не предпринимали.
Резюме: в этом сегменте стоит ждать слияний, масштабных увольнений и ликвидации проектов. Однако, по мнению Алексея Пригожина и Андрея Вакуленко, это не приведет к снижению доли новой экономики в российском бизнесе и сокращению рынка труда для нее. Потери в секторе «чистого» Интернета компенсируются запуском и быстрым развитием новых эффективных проектов.
Электронные торговцы
В прошлом году было модно создавать интернет-магазины (во всяком случае, web-девелоперы не испытывали недостатка в такого рода заказах). Но сделать бизнес в Интернете смогли далеко не все новоявленные торговцы. База для электронной коммерции в России пока слаба: аудитория Рунета не превышает 3-4% от населения страны. К тому же, согласно исследованиям компании Monitoring.ru, костяк аудитории уже сложился, и в ближайшее время она будет прирастать лишь за счет случайных «серферов», которые не интересны для коммерческих ресурсов.
Большинство интернет-магазинов живет за счет инвестиций, конкуренция в этом секторе самая жесткая, и уже довольно явно выделяются лидеры и аутсайдеры. Так, по данным холдинга eHouse, объем продаж входящих в него десяти интернет-магазинов в 2000 году составил $16,4 млн, чистая прибыль — $250 тыс. Ежемесячный оборот в $2,14 млн обеспечивают главным образом компьютерные магазины eHouse; торгующий книгами и видеокассетами «Озон» продает на $200-250 тыс. в месяц.
Гендиректор eHouse Владислав Улендеев считает, что настоящих конкурентов у них пока не было. Интернет-гуру, решившим пойти в коммерцию, не хватило делового опыта, программистам — денег на серьезные дела. Ну а крупным офф-лайновым розничным торговцам — готовности и решимости заняться новым бизнесом. Сами владельцы eHouse — выходцы как раз из офф-лайнового торгового бизнеса, к тому же недостатка в деньгах они не испытывали: «Мы не боялись того, что поначалу затраты будут превышать доходы». Но теперь, по мнению Владислава Улендеева, наступает время профессиональной конкуренции: «Нашей тенью стали офф-лайновые „акулы» — это реальные конкуренты, имеющие к тому же возможность повторять наши шаги. Спасение в том, что из-за охлаждения интереса к Интернету на рынке теперь нет и не будет бешеных денег».
На службе у бизнеса
В традиционном бизнесе только одна из каждых десяти транзакций приходится на сделку с потребителями (Ь2с), остальные девять — на сделки между компаниями (Ь2Ь). Аналогичной должна быть картина и в электронном бизнесе. Ведь Интернет— это лишь среда для передачи данных и информации. И все разговоры о новой экономике оправдываются отнюдь не электронными СМИ или интернет-розницей, а такой внешне неброской областью применения Интернета, как информационное обеспечение деятельности и взаимодействия корпораций.
Интерес к решениям в области Ь2Ь в России растет, и можно утверждать, что дальнейшее развитие Рунета будет связано именно с выходом в Интернет офф-лайнового бизнеса. В России уже насчитывается около 50 развитых бизнес-сообществ (таких, как ChemForum, eMetex, eMatrix) в лесной и химической промышленности, металлургии, компьютерной и других отраслях. Эти площадки называют электронными биржами, но в большинстве своем это скорее «экстранеты» — интернет-системы крупных российских компаний, предназначенные для взаимодействия с поставщиками. Компания IBS, хотевшая было построить на основе технологий Commerce One единую для России электронную площадку по закупкам лидерами рынков непрофильных товаров, отказалась от этой идеи: оказалось, что каждый из лидеров хочет иметь свою площадку, чтобы полностью ее контролировать.
Но если с точки зрения крупного российского бизнеса такие коллективные системы неприемлемы, то малым предприятиям они позволяют предложить недорогие и качественные инструменты новой экономики. Максимальную отдачу от Ь2Ь-решений получат организации, заранее инвестировавшие в свои внутренние системы управления и корпоративные информационные порталы. О том, что спрос на такие решения пока не удовлетворен, свидетельствует активность западных брэндов хай-тэк, принявшихся продвигать в России свои решения для электронного бизнеса. В новую экономику приходят и весьма неожиданные игроки. Так, на рынок систем управления знаниями вышел Центральный телеграф. Высокую стоимость продуктов их поставщики собираются компенсировать новым способом распространения — сдачей продуктов и услуг в аренду (ASP).
Так что Рунет меняется. На первый план (в том числе и в глазах инвесторов) выходят такие компании, как IBS, «АйТи» и другие старожилы российского ИТ-рынка. Важная роль уготована и операторам мобильной связи: их аудитория растет значительно быстрее, чем активная аудитория Рунета, поэтому цифровые услуги для абонентов сотовых сетей и мобильная коммерция будут привлекать все большее внимание. На свою долю могут рассчитывать и успешные девелоперские фирмы, работающие над экспортными заказами. Все возвращается на свои места.
|
|