2001  3 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
ДЕЛА ФИНАНСОВЫЕ

Владимир ЦЫПИН  «Известия» №16
ОТКРОВЕНИЯ  НАЛОГОНЕПЛАТЕЛЬЩИКА
ЗАММИНИСТРА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ДМИТРИЙ ЧЕРНИК ЗАЯВИЛ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО НАМЕРЕНО УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА КРУПНЫМИ РАСХОДАМИ ГРАЖДАН ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИОН-НОЙ КАМПАНИИ ПО ДОХОДАМ ЗА 2000 ГОД. КАКИМ ОБРАЗОМ НАЛОГОВИ-КИ БУДУТ ГОНЯТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ЕЩЕ НЕ ПОНЯТНО.
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ОТКРОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО ЧАСТОЕ ОБЩЕНИЕ С НАЛОГОВИКАМИ НАЧИСТО ОТБИЛО ЖЕЛАНИЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ. ПО ВПОЛНЕ ПОНЯТНЫМ СООБРАЖЕ-НИЯМ АВТОР МОНОЛОГА ПОЖЕЛАЛ НЕ РАСКРЫВАТЬ СВОЕГО ИМЕНИ.

То, чем я хочу поделиться, является плодами почти десятилетней борьбы с налоговой инспекцией за самое дорогое, что у меня есть, — мою собственность. Лично у меня желание платить налоги окончательно пропало к 1995 году, и благодарить за это в первую очередь следует сотрудников (бывших) 12-й налоговой инспекции г. Москвы, а также исполнителей расходной части федерального и московского бюджетов за 1993—1995 годы.
Постоянное ощущение того, что Родина тебя не забудет, а большой Брат думает о тебе, не оставляет ни на минуту. Понимaeшь, что все это правда и имеется в виду не только уплата налогов. С развитием всяческих форм учета и контроля возможности избежать несправедливых поборов и надуманных выплат фактически не остается.
Но не только Родина думает о нас, мы тоже о ней думаем. И вот что придумали. Речь пойдет нe о схемах оптимизации налогообложения, а о способах общения с реальными инспекторами — живыми людьми.

МЕРЗКИЙ СКУНС

Перед входом в инспекцию нужно что-нибудь поправить в бумагах (важно, чтобы возникли вопросы) и изобразить счастливую улыбку кретина, радующегося предстоящему общению с умными людьми. Теперь входите, громко здоровайтесь. Желание общаться должно бросаться в глаза. (Следует потренироваться заранее.) Если все сделано правильно, им сразу станет немного нехорошо. Передайте бумаги и ждите вопросов. Дождавшись, начинайте громко говорить и размахивать руками (желательно что-нибудь свалить, разбить, рассыпать — а потом извиняться, махать руками и радостно говорить о бухгалтерском учете). Даже самые кроткие и затравленные сотрудницы не выдерживают больше пяти минут и принимают любые отчеты без замечаний.
При этом нужно внимательно следить за производимым впечатлением: если инспектора при вашем появлении морщатся от брезгливости (перед визитом хорошо несколько дней не мыться) и пытаются тихо выскользнуть из комнаты, Вы на правильном пути — им вряд ли захочется затягивать проверку (важное замечание — необходимо вызвать у них не ненависть, а именно физиологическое отвращение).
Все это удается четыре-пять раз, а потом нужно создавать новую фирму в другой налоговой инспекции. Старую — бросать. Применяется небольшими организациями без серьезной собственности на балансе. Метод хорошо работает против женщин.

ПАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВО

Заводится большой и беспорядочный архив — чтобы желание разобраться в реальном положении вещей при проверке не возникало (иными словами, усилия, направленные на изучение архива, должны быть больше, с точки зрения проверяющих, чем выгода от этого), — в этом случае отделаетесь стандартным незначительным штрафом. Глубокая проверка возможна, как правило, в случае интереса со стороны высоких инстанций — например, если вздумали заняться политикой или помешали им как-то иначе.
Способ применяется часто, стоит недорого, основной недостаток — теряется контроль (никто, кроме пары сотрудников, не будет знать, что у вас творится на самом деле, — помните о их возможном увольнении или переходе на сторону противников).

ДРУГ СЕМЬИ, ИЛИ НЕ ВЛЕЗАЙ УБЬЕТ

Станьте лучшим другом вашего инспектора, делитесь с ней кулинарными рецептами, фасонами платьев, методами воспитания детей и мужа — всем, что ее интересует. Заодно между делом сдавайте балансы и проходите проверки. Применяется редко, результат сильно зависит от квалификации вашего сотрудника-психоаналитика.
Если действовать от обратного, то можно до такой степени утомить инспектора, что он просто не захочет связываться. Необходимо прийти в инспекцию и вести себя не слишком вежливо — вам тyт же назначат проверку. На практике налоговые инспектора делают кучу бyxгалтерских и юридических ошибок (а налоговая полиция — еще больше). Дождитесь, пока они их сделают, а потом бейтесь в судах. Ваша цель при этом — не минимизация расходов на начальном этапе, а объяснение инспекторам, с кем не стоит связываться. Правильное применение способа предполагает значительные расходы — регулярное повышение квалификации сотрудников бухгалтерии и добросовестные консультации аудиторов. Все расходы, как правило, впоследствии окупаются. Применяют такой способ, как правило, крупные фирмы.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Многие иностранные компании применяют в России налоговый экстремизм. Они платят все налоги, сколько их напридумывали. Чему этих иностранцев на Западе учат, ума не приложу. Чего они потом жалуются, что нет прибыли. Тем более что известны как минимум два классических способа (см., например, у Паркинсона) нейтрализации налогового инспектора.
Американский. В налоговую инспекцию посылается незначительное письмо. Приходит ответ, и самое ценное в нем — срок обработки писем налогоплательщиков (например, 20 дней). Дальнейшее очень просто — пишется первое письмо, а через 15 дней — второе (при этом, согласно американским правилам документообработки, первое письмо вынимается из стопки входящих документов и кладется вместе со вторым в начало этой стопки — т.е. мы отодвинули общение с налоговым инспектором на 15 дней). Затем, еще через 15 дней, пишется третье письмо, потом четвертое и так далее — теоретически разговор в налоговой инспекцией отодвигается на бесконечно далекий срок. Способ хороший, но, как и многое в Америке, трудно применим в России — нужна регулярность работы почты и налоговой инспекции (без неожиданных ускорений и задержек), чтобы рассчитать время отправки следующего письма.
Китайский. Почта и налоговые инспекции работают там примерно как у нас — с авралами, остановками и неясными правилами обработки документов. Следует пригласить налогового инспектора в ресторан, оплатить счет за обоих и вручить часть суммы налогов ему (пьяному) в руки. Затем надо послать в инспекцию письмо, в котором в цветистых выражениях поблагодарить за приятный вечер и, туманно упомянув переданную наличными при последней встрече сумму, попросить вернуть 1 р. 17 к. — поскольку вы ошиблись в расчетах и переплатили (сумма в принципе любая, важно, чтобы она была незначительной). Все. Систему заклинивает, и, пока на это место не будет назначен новый инспектор, вы в безопасности. Основная сложность — затащить инспектора в ресторан.
P.S. Следует заметить, что за прошедшие годы наше налоговое законодательство отличалось повышенной изменчивостью и противоречивостью, а среди сотрудников налоговых органов преобладали женщины (как правило, плохо подготовленные: хорошие специалисты на этой зарплате не задерживаются и уходят «к врагам» — в частные структуры) и молодежь со студенческой скамьи. В 1993—1996 годах в налоговой полиции успели отметиться бандиты, которые работали по налаженной схеме. (Вы нам говорите счет, на котором лежат деньги, мы его арестовываем, за «откат» отпускаем, выручку пополам.) Теперь эта лазейка запрещена законом. Кроме того, в этот же период в налоговые инспекции потянулась наименее работящая часть КГБ (в прежние времена они сидели по кабинетам с загадочным видом и писали отчеты типа: завербовано десять осведомителей, прошу выдать тысячу рублей) и молодежь, тяготеющая к одному из этих двух подвидов.
Несмотря на то, что сейчас заметны сдвиги в кадровой политике, все налоговые инспектора загружены текущими делами сверх всякой меры. На этих особенностях и основано большинство изложенных методов. Если кадровая и налоговая политика изменится, придется придумать новые приемы (а если все бюджетные деньги начнут тратить по назначению, то начать платить). Искренне надеюсь, что все вышеизложенное будет истолковано не как прощальный клич неудачника, а как послание тем, кто страдает от произвола и некомпетентности налоговых инспекторов.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001