2001  3 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
ЗАПАД + ВОСТОК

Сергей ЛЕСKOB «Известия» № 29
ОРУЖИЕ ПАХНЕТ ДЕНЬГАМИ
РОССИЙСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В БАНГАЛОРЕ (ИНДИЯ) БЫЛА, БЕЗУСЛОВНО, САМОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ. ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, ЧТИ АКТИВНОСТЬ РОССИИ НА РЫНКАХ ВООРУЖЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ГОВОРИТ О ЕЕ АМБИЦИ-ОЗНЫХ ПЛАНАХ В ЭТОМ РЕГИОНЕ.

Контракт на Су-ЗОМКИ — один из крупнейших когда-либо подписанных Россией. 40 самолетов поступают в полной комплектации, причем авионика по заказу партнера изготовлена в России, Франции и Израиле. С 2004 года начинается лицензионное производство самолета, который не знает в своем классе равных в мире. Объем производства на заводе в Насике, где уже имеют опыт с нашими МиГами, — около 130 машин. Общая сумма контракта — 3,3 млрд долларов.
Индия вместе с Китаем остаются нашими главными партнерами на рынке вооружений. Их общая доля в российском военном экспорте составляет 65—70 процентов. Индия чуть отстает от Китая, но если ее нынешний интерес к нашему оружию сохранится, то лидеры поменяются местами. К слову, «Рособоронэспорт» взял курс на оплату заказов «живыми» деньгами, стараясь уходить от зачетов в счет погашения долга. Рекорд 1996 года, когда было продано оружия на 3,6 млрд долларов, условен. Нынешние 3 млрд с хвостиком имеют другой вес.
На мировом рынке вооружений Россия подошла к отметке 7% и твердо сохраняет 4-е место — после США, Англии и Франции. Но наметилась тенденция, которая представляет для нас серьезную угрозу. Объемы закупок падают, но растет, за счет высоких технологий, цена каждого изделия. Мы почти не инвестируем свою науку — и ставим себя под удар. Исполнится ли намерение нового руководства «Рособоронэспорта» инвестировать перспективные разработки, пока неизвестно.
Кроме вертолетов Ка-31 и самолетов Су-ЗОМКИ, которых, кстати, нет на вооружении в нашей собственной армии, мы отдали Индии в лизинг 4 стратегических бомбардировщика Ту-22МЗ, экипажи уже учатся в Рязани. Обговаривается продажа воздушных заправщиков. Со дня на день будет подписано соглашение о лицензионном производстве танков Т-90С, что позволит «Уралвагонзаводу» выйти из долгого анабиоза.
Азиатский регион после финансового кризиса поднимает голову, на него хлынули военные коммерсанты. В главные наши конкуренты выбивается дружественная Украина, которая распродает старое армейское имущество по бросовой цене. Начали продавать Шри-Ланке вертолеты Ми-24 по 4 млн долларов — тут же появились соседи по СНГ с 1,2 млн. «Мы, — вздыхает заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Виктор Комаргин, — бронетранспортеры за столько не продаем».
Общий объем контрактов на поставку нашего оружия в регион, за исключением Индии, на два предстоящих года достигает 1,5 млрд долларов. Малайзии мы продаем ПТУРСы, системы ПВО и стрелковое оружие. Непалу, Бутану, Лаосу — вертолеты, БТР, автоматы. Даже экзотичные Мальдивы ежегодно приносят по 800-900 тысяч долларов. Самое смешное, что по каждому из этих контрактов работает столько же людей, сколько по Индии.
С Пакистаном, вечным соперником Индии, Россия, опасаясь рассердить крупного заказчика, торговать остерегается. Но вот Украину эти соображения не останавливают. Чего стоит только контракт на поставку Пакистану 320 советских танков.
На авиасалоне в Бангалоре показывали технику будущего. Но возникало ощущение, что машина времени перенесла нас на много лет назад. В Индии среди склеенных изолентой лачуг стоят дворцы, которые отданы под научные лаборатории. Даже страшное землетрясение не срезает планов по закупке новейших вооружений. А самые уважаемые люди в стране — летчики, к которым относятся, как у нас когда-то к Чкалову и Байдукову. Но, что характерно, в Индии, в отличие от нашей страны, нет ни одной женщины-пилота.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001