«Финансовая газета» (рег. выпуск) № 5 |
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА |
|
ГЛАВА 24 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)". ЭТОТ НАЛОГ ЗА-ЧИСЛЯЕТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - ПЕНСИОННЫЙ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИ-ЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА-ЦИИ. ОТЧИСЛЕНИЙ В ФОНД ЗАНЯТОСТИ С 1 ЯНВАРЯ 2001 Г. НЕТ. СРЕДСТВА В ФОНД ЗАНЯТОСТИ ПОСТУ-ПАЮТ ЗА СЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ ОТ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. |
С 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов, которые уплачиваются в составе социального налога, осуществляют налоговые органы Российской Федерации. Порядок осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога регулируется соответствующими нормами части первой НК РФ. Фонды контроль за поступлением налога не осуществляют. Пенсионный фонд с 1 января получает от налогоплательщиков данные, необходимые для ведения персонифицированного учета, Фонд социального страхования — сведения об использовании средств ФСС в целях государственного социального страхования. Если ФСС выявляет факт неуплаты или неправильного исчисления налога, он не может своим решением доначислить налог, начислить пени и штрафы. Более того, вопрос о проверке даже в части расходования средств ФСС может быть решен только постановлением Правительства Российской Федерации. То же самое касается и ПФР в части проверок предоставления плательщиками данных персонифицированного учета. Это означает, что в отношении плательщиков социального налога все предусмотренные НК РФ мероприятия по налоговому контролю, взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, зачету или возврату излишне уплаченного или взысканного налога будут проводить налоговые органы.
В ст. 11 федерального закона от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Следовательно, организации по-прежнему должны отчитываться по этому виду взноса и сдавать отчеты в фонд.
Налоговая база при исчислении единого социального налога, определяемая ст. 237 НК РФ, во многом схожа с налоговой базой при исчислении налога на доходы физических лиц.
Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на один календарный месяц.
Налоговые льготы
Правительство Российской Федерации утвердило перечень товаров, при реализации которых общественные организации инвалидов и предприятия, созданные ими, не могут воспользоваться льготами по единому социальному налогу. В ст. 239 НК РФ, которая устанавливает такие льготы, указывается, что эти организации и учреждения не освобождаются от уплаты налога при производстве и реализации товаров, указанных в утвержденном списке.
Суммы, не подлежащие налогообложению отражены в ст. 238 НК РФ. Рассмотрим, какие изменения произошли в порядке налогообложения.
1. Почти без изменений остался перечень расходов, связанных с командировками (ст. 217 НК РФ). Не облагаются налогом компенсация фактически произведенных и документально подтвержденных расходов командируемых работников на проезд в такси в (из) аэропорт(а) или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, а также расходы на оплату услуг связи.
2. До 2001 г. с расходов на приобретение путевок за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, производились отчисления в Пенсионный фонд. С 2001 г. стоимость путевок (за исключением туристических) налогом не облагается. Причем это касается путевок как своим работникам, так и выдаваемых членам их семей. Что касается компенсации стоимости путевок, то для подтверждения этих расходов должны быть представлены корешки путевок и документы об их оплате.
3. Не облагаются налогом расходы на лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
4. С 2001 г. не будут включаться в состав доходов, не подлежащих налогообложению, суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками или негосударственными пенсионными фондами.
5. Если в 2000 г. с сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, производились отчисления во внебюджетные фонды, то с 2001 г. эти суммы в пределах 2000 руб. в год не облагаются единым социальным налогом. С другой стороны, если с суммы материальной помощи, оказываемой пенсионерам, не было отчислений во внебюджетные фонды, то с 2001 г. не облагаются налогом суммы материальной помощи в пределах 2000 руб. в год и только бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
6. В пределах 2000 руб. в год не облагаются суммы возмещения (оплаты) работодателями стоимости приобретенных бывшими работниками (пенсионерами или инвалидами) или членами их семей медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Чтобы получить льготу в случае безналичной оплаты, необходимо представить копию лицензии медицинского учреждения. При выдаче средств (зачислении их на счета банков) необходимо представить кроме лицензии документы медицинского учреждения о стоимости лечения или обслуживания.
7. Как и прежде, в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
8. Если в 2000 г. от отчислений во внебюджетные фонды освобождались только инвалиды, получающие пенсию по инвалидности (без ограничений суммы доходов), то с 2001 г. от уплаты налога освобождаются доходы, начисленные работникам, которые являются инвалидами 1, 2, 3 групп (но только в пределах 100 000 руб.), независимо от вида получаемой пенсии. Освобождается от уплаты налога и ряд организаций инвалидов.
Исчисление и уплата единого социального налога
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками-работодателями определен в ст. 243 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи налогоплательщики-работодатели должны исчислять суммы налога отдельно по каждому фонду на субсчетах счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Согласно п. 5 ст. 243 налогоплательщики представляют в ПФР сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
Если организация не зарегистрировалась в том или ином фонде, она несет ответственность в соответствии со ст. 116 НК РФ.
В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить соответствующие сведения и в ФСС РФ. Сумма налога, зачисляемая в этот фонд, подлежит уменьшению на произведенные налогоплательщиками расходы на цели социального страхования, предусмотренные законодательством.
В 2001 г. федеральное казначейство открывает для каждого внебюджетного фонда отдельный счет. В связи с этим бухгалтеры предприятий будут перечислять единый социальный налог отдельным платежным поручением с указанием соответствующего кода на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца.
Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежные поручения на перечисление налога. Если банк не выполнил это условие, он несет ответственность в соответствии с главой 18 НК РФ. Согласно ст. 11 Закона № 118-ФЗ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
В главе 24 НК РФ не говорится о необходимости обязательной регистрации в фондах, однако такого рода требования определены законодательством о социальном страховании, а также п. 11 ст. 84 НК РФ. Кроме того, отдельным платежным поручением необходимо перечислить страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Применение регрессивной шкалы для расчета единого социального налога
Возможность применения в 2001 г. регрессивной шкалы (ст. 241 НК РФ) зависит от фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника за предшествующий налоговому периоду промежуток времени. Определены следующие уровни регрессивной шкалы: до 100 000 руб., от 100 000 до 300 000, от 300 000 до 600 000 и свыше 600 000 руб.
В настоящее время согласно Федеральному закону от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в числе других поправок внесена поправка в п. 2 ст. 241 главы 24 НК РФ «Ставки налога» о том, что при расчете налоговой базы в среднем на одного работника, учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Для расчета фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника, должна учитываться средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, 9 месяцев, год), исчисленная в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.98 г. № 121. В соответствии с этой инструкцией средняя численность работников включает:
среднесписочную численность работников;
среднюю численность внештатных совместителей;
среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским и лицензионным.
В данном расчете не учитываются работники, состоящие в штате организации, но не получающие заработную плату (например, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или в декретном отпуске).
Для налогоплательщиков, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки налога (табл.).
Как видно из таблицы, предприятию выгоднее увеличивать заработную плату всем своим сотрудникам, так как чем выше начисленная заработная плата, тем ниже процентная ставка единого социального налога.
С начала налогового периода (в соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом считается календарный год) по истечении каждого месяца нарастающим итогом налогоплательщики должны определять налоговую базу отдельно для каждого работника. До 1 января 2001 г. база для уплаты отчислений во внебюджетные фонды определялась в целом по предприятию.
В ст. 242 НК РФ в целях исчисления единого социального налога определена дата получения доходов и осуществления расходов. Для доходов, которые начислены налогоплательщиками, указанными в п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, днем получения дохода является день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).
Для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду, днем получения дохода является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.
При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.
В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ ставки, предусмотренные п. 1 этой статьи, применяются при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 000 руб. Организации, которые не соответствуют этому критерию, должны платить налог по максимальной ставке — 35,6%. При расчете указанной средней величины не учитывается определенный процент работников, имеющих самые высокие оклады: в организациях с численностью работников свыше 30 человек — 10%, а до 30 человек — 30% таких сотрудников.
Если сотрудники за второе полугодие 2000 г. получили доход, превышающий 25 000 руб., то с 1 января 2001 г. к ним можно будет применять регрессивную шкалу начисления единого социального налога.
|
Налоговая база на каждого работника нарастающим итогом с начала года |
Ставка налога, % |
Пенсионный фонд Рф |
Фонд социального страхования Рф |
Фонд обязательного медицинского страхования |
ИТОГО |
Федеральный |
Территоральный |
До 100000 руб. |
28,0 |
4,0 |
0,2 |
3,4 |
35,6 |
От 100 001 до 300 000 руб. |
28 000 руб. + 5,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
3 400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
35 600 руб. + 20% с суммы, превышающей
|
От 300 001 до 600 000 руб. |
59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
8400 руб. + 1,1% с суммы превышающей 300 000 руб. |
400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
7 200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
75 600 руб. + 10% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб.* |
83 300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
11700 руб. |
700 руб. |
9 900 руб. |
105 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
* В 2001 г. на основании ст. 17 Закона № 118-ФЗ при определении налоговой базы на каждого работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, которая превышает 600 000 руб., применяется ставка в размере 5%. |
|