|
ДИВИДЕНДЫ БУДУТ |
Антон КУЗИН «Финансовая Россия» № 8 |
АКЦИОНЕРЫ ПРЕДВКУШАЮТ НЕПЛОХОЙ УЛОВ |
На рынке акций приближается пора дивидендных выплат. До 2000 года этому виду дохода практически никто не придавал серьезного значения. Однако времена меняются (как и цены на нефть), российские компании поднимаются на ноги и выходят на международные рынки капитала. А там к дивидендной политике эмитента инвесторы относятся очень ревниво. Готовиться к наступающему на российский рынок дивидендному сезону инвесторы начали примерно за год — когда стало ясно, что цены на энергоресурсы сулят хорошую прибыль отечественным компаниям-экспортерам. В итоге на фоне падения котировок обыкновенных акций привилегированные бумаги ряда эмитентов продемонстрировали впечатляющий рост. Спрос на них привел даже к такому невиданному на нашем рынке событию, как превышение котировки привилегированной акции (ПА) компании над ценой ее обыкновенной акции (ОА) по ряду эмитентов.
Речь идет и о «ЛУКОЙЛе», чьи ПА за 2000 год подорожали более чем в полтора раза на фоне снижения индекса РТС почти на 20 процентов. Еще в начале прошлого года они были более чем в полтора раза дешевле обыкновенных акций. Теперь ПА «ЛУКОЙЛа» котируются дороже, чем «обычка». Старший аналитик брокерской компании «НИКойл» Андрей Абрамов называет несколько факторов, вызвавших повышенный спрос на них. Во-первых, в ожидании высоких дивидендов инвесторы активно покупали тогда еще значительно недооцененные рынком ПА «ЛУКОЙЛа». Во-вторых, 10 процентов неконсолидированной прибыли направляется на выплату дивидендов по привилегированным акциям, доля которых в уставном капитале «ЛУКойла» доставляет менее 10 процентов. Из общей суммы единых выплат, которые превысят 300 млн долларов, порядка 145 млн пойдет на выплаты по «привилегии».. Кроме того, по мнению аналитика, спрос на эти акции был во многом обусловлен также относительно высокой степенью защиты прав привилегированных акционеров компании и слухами о возможной их конвертации в обыкновенные.
Привилегированные акции «Сургутнефтегаза» также показали неплохие результаты. Если в конце 1999 года рынок их оценивал в три раза дешевле, чем ОА, то через год эта разница в стоимости сократилась почти в полтора раза. Тем не менее она остается существенной, и это объясняется, по мнению Андрея Абрамова, низкой степенью защиты прав привилегированных акционеров компании, систематическим занижением размера дивидендов и слухами о конвертации ПА в обыкновенные с 30—50-процентным дисконтом. Хотя эти акции, равно как и ПА «Татнефти», сегодня являются более рисковым инструментом, чем привилегированные акции «ЛУКОЙЛа», аналитик считает, что потенциал для роста их дивидендной доходности существует. Кроме того, если в ближайшее время будут приняты поправки к закону «Об акционерных обществах», то они станут значительно надежнее. В целом по итогам 2000 года аналитики ожидают в среднем двукратного по сравнению с прошлым годом увеличения прибыли крупных нефтяных компаний — с 450 млн долларов до 1 млрд. Удвоиться должен и общий объем их дивидендных выплат.
Неплохой выигрыш в этом сезоне получат и держатели ПА некоторых предприятий энергетики. Аналитик компании «Тройка-Диалог» Василий Николаев считает, что по международным стандартам бухгалтерской отчетности за 2000 год практически у всех энергокомпаний ожидается убыток, хотя и намного меньший, чем по итогам 1999 года.
В то же время Андрей Абрамов из «НИКойла» уверен, что некоторые предприятия отрасли выплатят владельцам «префакций» высокие дивиденды. И в первую очередь за счет роста собираемости платежей в этом секторе. Например, по его расчетам, привилегированные акции «Красноярскэнерго» могут обеспечить более чем 50-процентную доходность.
Этот же показатель для «привилегии» РАО «ЕЭС России» ожидается «НИКойлом» на уровне 7—8 процентов. При этом разница в котировках для ПА и ОА энергохолдинга по итогам прошлого года несколько увеличилась. Аналитики связывают это с планами реструктуризации отрасли, в ожидании которой риски для владельцев привилегированных акций становятся значительно выше, чем для владельцев обыкновенных.
ОАО «Мосэнерго» увеличило прибыль «по оплате» в 2000 году на 57 процентов по сравнению с 1999 годом. Однако размер выплат по дивидендам, как сообщил представитель компании, скорее всего останется на уровне прошлого года. Совет директоров ОАО «Иркутскэнерго» планирует дивидендные выплаты по итогам 2000 года, на 16 процентов превышающие прошлогодние.
По данным аналитического управления ИК «Тройка-Диалог», региональные операторы связи покажут за 2000 год хорошие финансовые результаты, которые должны найти свое отражение в размере дивидендов. Причиной тому стали индексация тарифов, увеличение междугородного трафика, стабильность рубля и небольшие потери по курсовым разницам. «Связьинвест», в чей холдинг входят местные операторы связи, рекомендовал своим «дочкам» направлять на выплату дивидендов по обыкновенным акциям 7 процентов чистой прибыли. По мнению аналитика компании «Тройка-Диалог» Евгения Голосного, благодаря такой рекомендации дивидендный доход по «обычке» может составить от 0,3 процента у «Челябинсксвязьинформа» до 3,6 процента у «Ленсвязи», а по «привилегии» — от 3 процентов у «Ростелекома» до 34 процентов у «Красноярскэлектросвязи». По расчетам «НИКойла», «префакции» ряда телекоммуникационных компаний могут обеспечить их владельцам дивидендную доходность в 15—20 процентов. Доходность около 20 процентов могут дать ПА «Ленсвязи» и «Электросвязи» Новосибирской области.
Три компании, которые, по оценкам ИК «Тройка-Диалог», должны были продемонстрировать хорошие финансовые результаты за прошлый год, — «Петербургская телефонная сеть», «Новосибирскэлектросвязь» и «Уралтелеком» — незадолго до конца года участвовали в слияниях с прибыльными операторами междугородной связи — «СП ММТ» и «Екатеринбургский ММТ». Аналитики не уверены, что в финансовые отчеты этих компаний за 2000 год войдут данные о недавно приобретенных операторах. Даже в том случае, если это произойдет, дивидендная политика новых компаний будет такой, какой она была у центров слияний. С другой стороны, как предупреждают аналитики, операторы могут попытаться воспользоваться слияниями в качестве предлога, чтобы не выплачивать дивиденды.
Риск слияния — очень существенный для «счастливых» обладателей привилегированных акций. В процессе подобных преобразований их владельцы в большинстве случаев получают менее ценный инструмент, чем тот, который был до этого. Сама по себе ПА — бумага достаточно специфичная, и ожидаемый размер дивиденда по ней не всегда гарантирует получение соответствующего дохода. Перед ее покупкой аналитики настоятельно рекомендуют внимательно перечитать устав. Если в нем не оговаривается размер дивидендных выплат, то он устанавливается «по желанию» совета директоров общества. Именно с этим может быть связано разочарование в дивидендных выплатах (к примеру, вся прибыль может быть направлена на развитие). Аналитики ИК «Тройка-Диалог» предупреждают, что причиной разочарования может стать и российская система бухучета, не дающая четкого понятия чистой прибыли. В связи с этим компании могут скорректировать свою отчетность против ожидаемой рынком, чтобы максимально снизить расходы на выплату дивидендов. К примеру, если «Ленсвязь» исключит из чистой прибыли доход от продажи Севере-Западного GSM (167 млн рублей), проведенный в качестве прочих операционных доходов, то дивидендный доход по привилегированным акциям этой компании упадет с 24 до 5 процентов.
Спрос на «префакции» всегда был гораздо меньше, чем на обыкновенные акции. Ведь права голоса они не дают, а серьезных дивидендов по ним до недавнего времени никто не ждал. Поэтому они до сих пор в большинстве своем остаются неликвидными. Об этом говорят основные показатели ликвидности — спрэды (разница между ценой спроса и предложения), которые, по сведениям ИК «Тройка-Диалог», варьируются от 5 процентов у «Ростелекома» до 120 процентов у «Тюменьтелекома» и более чем 390 процентов у «Башинформсвязи». Поэтому после закрытия реестра «избавиться» от этих бумаг и зафиксировать реальную, а не «бумажную» прибыль будет весьма непросто. Кроме того, если вы купили «привилегию» с целью получения дивидендов, то будете вынуждены держать ее до даты закрытия реестра (а это может быть и месяц, и два). Что за это время произойдет на нашем рынке — предсказать не дано никому. А замораживание средств на столь длительный период может оказаться не самой оптимальной стратегией.
|
|