2001  4 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
ДЕЛА ФИНАНСОВЫЕ

Любовь КИЗИЛОВА  «Известия» № 35
ПОЛИИЦЕЙСКИЕ И СБОРЫ
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Практическое применение второй части Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2001 года, уже выявило ряд проблем, затрагивающих интересы граждан. Обсуждению этой темы был посвящен «круглый стол», состоявшийся в пресс-клубе «Известий» в рамках нового редакционного проекта «Интеллект-клуб».
В ходе обсуждения выяснились удивительные факты: за прошлый год налоговая полиция возбудила более 32 тысяч уголовных дел, однако за совершение налоговых преступлений под арестом находились по состоянию на декабрь всего пять граждан. Этот аргумент поднимался на щит налоговыми полицейскими как доказательство мягкости нашего законодательства и гуманности правоохранительных органов. «Следствия не надо бояться, это реальный инструмент, обеспечивающий в том числе и интересы подозреваемого», — призывал заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) Владимир Ворожцов. По его словам, налоговое законодательство таких стран, как США и Германия, намного жестче, чем российское.
Г-н Ворожцов убеждал, что главной задачей налоговых полицейских является возвращение в казну денег, утаенных от налогообложения. И с этой задачей ФСНП справляется неплохо: в бюджет в 2000 году вернулось 43 миллиарда заблудившихся рублей. По словам г-на Ворожцова, ФСНП «начинает работать с налогоплательщиком — юридическим лицом в том случае, если он не уплатил в течение года налоговых платежей на сумму более 1 тысячи МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), а с физическим лицом — если сумма налоговой задолженности превышает 200 МРОТ» . Владимир Ворожцов заявил, что «принцип деятельного раскаяния должен сохраняться в законодательстве».
Действительно, наше законодательство прощает тех, кто совершил налоговое преступление впервые и возместил ущерб, причиненный государству. Однако в жизни, как свидетельствовали практикующие юристы, не все так благополучно. Адвокат Всероссийского общества налогоплательщиков Юрий Якушев заявил, что «права человека часто нарушаются». У правоохранительных органов существует план по возбуждению уголовных дел, и потому «уголовные дела легко возбуждаются и очень сложно закрываются». Со ссылкой на СМИ Якушев привел такие данные: налоговая полиция запланировала в прошлом году возбудить 40 тысяч уголовных дел. Адвокат сталкивался с ситуациями, когда люди платили деньги в бюджет не потому, что знали за собой вину, а лишь потому, что хотели избежать возбуждения уголовного дела. «Я бы не советовал не бояться следователей», — вполне серьезно предостерег адвокат.
Кроме того, его опыт убеждает, что судьи, ведущие налоговые дела, не всегда обладают достаточной квалификацией, они попросту не готовы к ведению таких дел. «Очень много людей необоснованно привлекается к уголовной ответственности», — считает адвокат.
Судебная практика выявляет несовершенство налогового законодательства — неточности, возможность толкования, отсылки к другим нормативным актам. Об этом убедительно говорила председатель судейского состава Московского арбитражного суда Галина Карпова. По ее наблюдениям, это приводит к нарастанию потока налоговых дел в судах: «Количество налоговых дел растет катастрофически». В 1997 году в Московском арбитражном суде было разрешено 396 налоговых дел, из которых было удовлетворено 57 процентов, в 2000-м — уже 6490 дел, удовлетворено 73 процента. Характерно, что с 1 января 1999 года вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, в которой изложены основные принципы налогообложения. Вторая часть, описывающая ставки налогов, вступила в силу с 1 января 2001 года. Она содержит четыре главы, посвященные налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, НДС и акцизам.
Вторая часть НК только вступила в действие, а судьи уже испытывают серьезные затруднения при работе с этим документом. «Я с большим сочувствием отношусь к налогоплательщикам», — заявила Галина Карпова. По ее наблюдению, один только пункт 4 статьи 176 (главы, посвященной НДС) содержит пять отсылок к другим нормам. Однако все хорошо помнят, что прошлым летом, когда Налоговый кодекс вносился в Госдуму, правительство провозглашало ряд основных принципов, заложенных в основу реформы, и один из них предусматривал, что кодекс будет законом прямого действия — то есть не содержащим ссылок и отсылок к другим документам. Осуществить этого не удалось, что признают и в Министерстве по налогам и сборам.
Еще одна проблема в судах связана с взысканием штрафных налоговых санкций. С введением в действие первой части НК все эти штрафы, даже в размере пяти рублей, взимаются в судебном порядке. В результате за 1999 год в Московском арбитражном суде было разрешено 1925 дел о взыскании санкций, недоимок и пени по искам налоговых органов, удовлетворено — 1321 дело. В 2000 году таких дел было уже 4311, удовлетворено около 3000 исков. «Мы выполняли какую-то несвойственную суду роль, занимались взысканием бесспорных штрафов в очень большой массе», — заявила Галина Карпова, сожалея о напрасно потраченных государственных деньгах. Она считает, что такое положение дел вызвано недоработкой законодателей.
Новое налоговое законодательство расширяет возможность вычетов из налогооблагаемого дохода граждан. Если вы потратились на платное лечение себя или семьи, на образование — можете принести справки и на потраченную сумму снизить свою налогооблагаемую базу. Справки надо нести не на работу, а в налоговую инспекцию: именно там будут предоставляться вычеты. В этой связи уже возникают опасения: выходит, надо объяснять, от чего лечился — значит, выдавать врачебную тайну. «Могут быть конфликты, вызванные разными причинами, в том числе разным толкованием закона», — считает участник «круглого стола», старший научный сотрудник Института государства и права Сергей Пепеляев. По его мнению, во второй части НК есть много неточностей, и люди могут привлекаться к ответственности из-за разного понимания буквы закона налогоплательщиком и налоговыми органами. Г-н Пепеляев привел такой пример. Прежним законодательством предусматривалось, что доходы граждан формируются тогда, когда они получены. Новый налоговый кодекс предусматривает, что зарплата считается доходом, когда она начислена. Тогда неясно, как быть с зарплатой, начисленной за декабрь 2000 года, а выплаченной в январе 2001 года.
По словам заместителя председателя думского комитета по бюджету и налогам Сергея Штогрина, пока приняты лишь четыре главы второй части Налогового кодекса, работа над остальными главами будет идти примерно два года. Что касается социальных вычетов и трудности их документального обоснования, то здесь, по мнению депутата, нет ничего страшного: надо просто приучать граждан работать с налоговыми органами. Штогрин не согласился с теми участниками дискуссии, которые утверждают, что система уплаты налога физическими лицами с января 2001 года поменялась кардинально. На самом деле этот налог по-прежнему уплачивается по месту работы гражданина. А вот если он хочет иметь налоговые вычеты, то право на них надо обосновать уже в налоговой инспекции, вооружившись всеми необходимыми документами, подтверждающими сделанные расходы. Что же касается статистики возбуждения уголовных дел, то она действительно порой «подстегивается» — планируется от достигнутого в прошлом году, согласился Штогрин. Такие показатели не должны быть главными, и в этом смысле менталитет надо менять, хотя это и непросто, признал он.
«Эпохальным» назвал г-н Шторгин он призыв Владимира Путина исповедовать принцип неухудшения положения налогоплательщика.
Это означает, что положение о презумпции невиновности, содержащееся в первой части НК, должно обязательно сохраниться; что толкование закона в случае неясностей и неточностей должно быть в пользу налогоплательщика. Казалось бы, столь очевидные вещи вряд ли кто станет оспаривать. Однако, по словам Сергея Штогрина, попытки отмены этих принципов предпринимаются. Этим попыткам должны противостоять и законодатели, и правительство, убежден депутат.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001