2001  4 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
ДЕЛА ФИНАНСОВЫЕ

МАЛЕНЬКИЕ  ХИТРОСТИ
БОЛЬШИХ  НЕДОИМЩИКОВ
С. СТЕПАШИН,
председатель Счетной палаты РФ
«Экономика и жизнь» № 9

Из сферы контроля налоговых органов «выпасть» довольно просто: не вставать па налоговый учет, не отчитываться о своей деятельности или представлять так называемую нулевую отчетность, скрывая свои доходы. Так поступает ни много ни мало половина зарегистрированных юридических лиц. В результате ежегодные потери бюджетов всех уровней составляют, по самым скромным экспертным оценкам, свыше 10 млрд рублей в год. Эту цифру отчасти подтверждают проверки в 1999—2000 годах Счетной палаты в девяти субъектах РФ, где задолженность организаций, не представляющих отчетность или ограничивающихся нулевыми балансами, составила свыше 2 млрд рублей.
Многие предприятия-недоимщики располагают немалыми денежными средствами, однако налоги не платят, открывая счета в заведомо неплатежеспособных банках. В результате по состоянию на 1 января 2001 года в бюджеты всех уровней не поступило 31,5 млрд pyблей. Контроль за соблюдением порядка работы с денежной наличностью возложен на банки, которые из-за боязни потерять клиентов особенно усердствовать в этом не заинтересованы. Налоговые органы, ссылаясь на недостаток прав, тоже в полной мере не отслеживают движение денежных средств по счетам недобросовестных налогоплательщиков в проблемных банках. Счетной палатой установлены случаи, когда предприятия, имеющие значительную задолженность по налоговым платежам, открывали до ста и более счетов. Причем часто специально для проведения одной операции, что позволяет укрываться от уплаты налогов и снижает эффективность контроля за финансовыми потоками недоимщиков.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ

  • Принять специальный федеральный закон о государственной регистрации хозяйствующих субъектов: регламентировать требования к срокам и месту регистрации, порядок постановки на налоговый учет, а также меры ответственности за представление контролирующим органам недостоверных данных об организационно-правовом статусе регистрируемых юридических лиц, их финансово-хозяйственной деятельности.

  • Разработать проект федерального закона, устанавливающего основные требования к организации, и осуществлению оборота наличных денег, а также ответственность субъектов оборота за нарушение установленных правил и норм проведения операций с наличными деньгами.

  • Для предприятий, имеющих значительные, неснижаемые долги бюджету, законодательно ограничить предельное число расчетных счетов. Восстановить для таких предприятий «счета недоимщиков», предусмотрев систему мер ответственности предприятий-должников и их руководителей за уклонение от открытия этих счетов и нарушение режима их работы.

  • Восстановить право налоговых органов на бесспорное взыскание задолженности по платежам в бюджет со счетов дебиторов организаций-недоимщиков.

  • © ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001