2001  4 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ 
РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
Дайджест Директор
СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

А.А. Трубников, аудитор
УЧЕТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
«Учет, налоги, право» № 9

В условиях рыночных отношений маркетинг является одним из основных инструментов продвижения товара от производителя к потребителю. Однако включение затрат, связанных с проведением маркетинговых исследований, в себестоимость связано с определенными сложностями. Можно ли их обойти?
Маркетинговые исследования (далее — маркетинг) — это мероприятия, направленные на изучение рынка. Их цель — воздействие на спрос для расширения объема производства и продаж (сбыта) продукции (работ, услуг). Результаты их проведения позволяют: проанализировать возможные рынки сбыта готовой продукции, организовать работу с поставщиками и покупателями, оценить позиции конкурентов, определить стратегию продвижения товара на рынке и т. д. Таким образом, грамотно проведенный маркетинг послужит принятию правильных управленческих решений, что в свою очередь может способствовать росту объема продаж и увеличению рентабельности работы opганизации. А это позволяет рассматривать его как затраты, непосредственно связанные с реализацией продукции.

Позиция финансовых и налоговых органов

Правомерность отнесения затрат на проведение маркетинга на себестоимость продукции (работ, услуг) до последнего времени являлась достаточно неоднозначным вопросом и зачастую служила предметом споров (в том числе и судебных) организаций и налоговых органов. Положение о составе затрат не содержит отдельного пункта, позволяющего включать такие расходы в себестоимость продукции. Поэтому вначале налоговым ведомством высказывалось мнение, что эти услуги в себестоимость не включаются. Затем мнение несколько изменилось: маркетинг может быть включен в себестоимость продукции только в случае, если на самом предприятии отсутствует специализированная служба (отдел), выполняющая соответствующие функции. Минфин России же предлагал в каждом конкретном случае исходить из его экономического содержания, то есть определения взаимосвязи между оказанной маркетинговой услугой и продвижением продукции на рынке сбыта.
ВАС РФ подтвердил правомерность включения в себестоимость продукции (работ, услуг) маркетинговых услуг (постановления Президиума ВАС РФ от 28.09.99 № 5675/98 и от 23.11.99 № 5490/99).
Таким образом, расходы, связанные с проведением таких исследований, могут быть включены в состав затрат. Но при этом необходимо рассматривать каждый конкретный случай.

Необходимые требования для отнесения

Содержанием договора на проведение маркетинга является осуществление исполнителем определенных действий, направленных на изучение рынков сбыта продукции заказчика. Предмет договора должен быть сформулирован таким образом, чтобы четко определить рамки исследования (территорию проведения — район, регион и др., вид деятельности, отрасль народного хозяйства, объем выборочной совокупности аналогичных предприятий и т. д.). Необходимо определить и методы его проведения (наблюдение, анализ периодической печати и рейтингов, социологический опрос, эксперимент, моделирование бизнес-процессов и т. д.). Результатом исследований может стать отчет (документированная информация), содержащий сведения, определенные условиями договора. Также при заключении договора в обязанности исполнителя могут быть включены ежемесячное представление отчетных данных о состоянии рынков сбыта продукции, разработка рейтинговых таблиц, отражающих позиции конкурентов, и др.
Маркетинговые услуги могут быть отнесены к информационным услугам, включаемым в себестоимость продукции (подп. «в» п. 2 Положения о составе затрат). Кроме того, исполнитель работ по договору на их проведение является посредником по сбыту продукции. Тогда эти услуги подлежат включению в себестоимость (подп. «у» п. 2 Положения о составе затрат).
Таким образом, маркетинговые ycлyги включаются в состав затрат. Однако организации, возможно, придется доказывать налоговым органам непосредственную связь их с осуществляемой деятельностью. Здесь подспорьем может стать динамика финансово-хозяйственных показателей: объем выручки, прибыльности и т.д.
На крупных и средних предприятиях могут быть созданы специальные службы (например, отделы маркетинга), занимающиеся реализацией сбытовой политики предприятия. В этом случае, по нашему мнению, расходы на проведение маркетинга сторонними организациями не подлежат включению в состав затрат. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать функции и действия, осуществляемые как отделом маркетинга, так и сторонней организацией при их проведении. В случае если они различны, то организация может отнести расходы по маркетингу сторонней организации в состав затрат. Но опять же должна быть аргументация такого действия.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете подобные затраты отражаются в зависимости от их содержания.
Для обобщения информации о расходах производственных предприятий, связанных с реализацией (сбытом) продукции, предназначен счет 43 «Коммерческие расходы» (счет 44* «Расходы на продажу»). То есть текущие затраты по продвижению продукции (товаров), связанные с ее реализацией, следует отражать в составе коммерческих расходов или издержек обращения. При этом сумма НДС, относящаяся к соответствующим затратам, при наличии счетов-фактур может быть предъявлена к вычету.
Если организация только планирует свою деятельность в новых секторах рынка, то затраты по их исследованию следует отражать в составе расходов будущих периодов (счет 31 (97*)), так как они связаны с подготовкой производства. Затем расходы списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями в течение срока производства продукции.
Пример 1. Организация, осуществляющая торговлю древесиной, в ближайшее время собирается организовать собственное производство шкафов, обеденных и письменных столов и стульев. В отчетном периоде ей были оказаны услуги по изучению возможных объемов продаж. Были заключены два договора по анализу рынка сбыта. Первый связан со сбытом древесины, различных пород в регионах России, второй — со сбытом продукции деревообрабатывающей промышленности. Стоимость первого из них составила 120 000 руб. (в том числе НДС — 20 000 руб.), второго — 90 000 руб. (в том числе НДС —15000 руб.).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 43 (44*) Кредит 76
— 100 000 руб.— отражены затраты по маркетинговым услугам, относящиеся к текущей деятельности (договор 1);
Дебет 19 Кредит 76
— 20 000 руб. — выделен НДС по договору 1;
Дебет 76 Кредит 51
— 120000 руб. — оплачены маркетинговые услуги по договору 1;
Дебет 68 Кредит 19
— 20 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный по договору 1;
Дебет 31 (97*) Кредит 76
— 75 000 руб. — отражены затраты по маркетинговым услугам по договору 2;
Дебет 19 Кредит 76
— 15 000 руб. — выделен НДС по договору 2;
Дебет 7 б Кредит 51
— 90 000 руб. — перечислены денежные средства по договору 2;
Дебет 68 Кредит 19
— 15 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный по договору 2.
До введения второй части НК РФ налоговые органы требовали уплаченный НДС, связанный с затратами будущих периодов, принимать к зачету равными долями по мере отнесения самих затрат на себестоимость. Обоснованием служило то, что приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оприходованы. А отнесение расходов на затраты будущих периодов не отвечало этому. С начала текущего года вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для производственной деятельности (ст. 171 НК РФ). Причем других условий НК РФ не устанавливает.
По мере начала производства и реализации мебели ежемесячно соответствующая сумма расходов будет включена в состав затрат (в нашем примере продукция будет выпускаться в течение года):
Дебет 43 (44*) Кредит 31 (97*)
— 6250 руб. (75 000 руб. : 12 мес.) — списана часть затрат по маркетинговым услугам.
В случае если маркетинг связан с приобретением каких-либо активов организации, то затраты на его проведение должны увеличить первоначальную стоимость активов.
Пример 2. Для реализации товаров был заключен договор по изучению их рынка сбыта. Стоимость по договору — 72 000 руб., в том числе НДС — 12000 руб.
В учете это отразится следующим образом:
Дебет 41 Кредит 76
— 60 000 руб. — включены в покупную стоимость товаров расходы по маркетингу;
Дебет 19 Кредит 76
— 12000 руб. — выделен НДС по договору.
Для отнесения затрат по оплате маркетинга на себестоимость продукции (работ, услуг) необходимо их документальное подтверждение. Такими документами могут быть акт приемки оказанных услуг и отчеты о проделанной работе с аналитическими материалами и выводами.
В случае если расходы, связанные с проведением маркетинга, не могут быть включены в состав затрат, то они должны быть списаны за счет собственных средств организации. На собственные средства в таком случае относится и уплаченный НДС.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001