Игорь СИЗОВ.
«Трибуна» № 51 |
ПОСЛЕДНИЙ
ПОДВИГ ГАГАРИНА |
27 МАРТА 1968 ГОДА ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОЛЕТА ПОГИБЛИ ЮРИЙ ГАГАРИН И ВЛАДИМИР СЕРЕГИН. СВОЮ ВЕРСИЮ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК ЛЕОНИД СТУПНИКОВ |
В официальном сообщении говорилось, что их самолет разбился в районе города Киржач Владимирской области.
Через несколько дней после трагедии был олубликован акт Государственной комиссии о причинах катастрофы. «Наиболее вероятной причиной гибели Гагарина и Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом; менее вероятной причиной был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате резкогo oтворота самолет вышел на критические углы полета, сложная метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб».
Какие такие шары-зонды в зоне тренировочных полетов? Какие это резкие отвороты стали делать едва ли не лучшие летчики страны? Что-то не так! И сразу же стали появляться различные версии.
— Самолет МиГ-15, пилотируемый Юрием Гагариным и Владимиром Серегиным, резко отвернул от ракеты, случайно запущенной с соседнего полигона...
— В зоне полетов по недосмотру оказался более мощный самолет МиГ-21, своей струёй он бросил гагаринскую машину в штопор...
— Да что там говорить, убили Юрку, он, говорят, на каком-то приеме чуть ли не самому Брежневу надерзил...
— Что там спорить, пьяными были оба, летели на охоту, лосей бить, за верхушки берез зацепились...
Словом, тайна до сих пор остается тайной. Только вот досадно становится — столько грязных предположений бродит. Словно забыли, каким он парнем был.
С такими сомнениями жил много лет и вот сейчас убеждаюсь — не случайно. Несколько дней назад раздался телефонный звонок:
— Говорит полковник-инженер в отставке Леонид Ступников. Сегодня по телевизору была передача о гибели Гагарина, там прямо сказали, что очевидцев этого события так и не найдено. Так вот, видел, как падал их самолет...
— Господи, уже cтолько лет прошло. Вы ничего не путаете?
— Нет, не путаю. И знаю прекрасно, почему погибли летчики, кого спасли таким образом...
Уже через час в небольшой квартире отставного полковника на улице Чехова мы перебирали фотографии из его фамильного альбома.
Леонид Ступников вырос в Сочи. После школы поехал учиться в Брюховецкий техникум механизации сельского хозяйства, окончил его в 1952 году. Сразу же поступил в Гомельское радиотехническое училище войск ПВО, затем — в Харьковскую радиотехническую военную академию. Служил во Ржеве, на Камчатке и в Латвии. В 1965 году в звании лейтенанта прибыл в испытательную часть, располагавшуюся в военном городке чуть севернее Ногинска. Этот городок тогда назывался Ногинск-9, и упоминать о нем строго запрещалось. Лишь несколько лет спустя, во время заключения советско-американского договора о сокращении стратегических вооружений, в газетах было рассказано, что в Ногинске-9 создавался противоракетный щит Москвы, гражданские и военные специалисты проводили там испытания радиолокационной техники.
— Аэродром «Чкаловский», с которого отправился в свой последний полет Юрий Гагарин, находился чуть западнее нас, — начал рассказ полковник. — Но поскольку у нас была закрытая зона, то полеты самолетам разрешались либо севернее, либо южнее Ногинска-9. Так что самолет над своими домами мы увидели всего один раз — 27 марта 1968 года. В 10:20 утра вместе с группой офицеров мы возвращались домой после ночной смены.
Помню, шли вместе с Володей Журавлевым, Вячеславом Романовским, Володей Пузиковым, Игорем Морозовым, да и еще кто-то был, это уже забылось. Работа накануне тяжелая выдалась, все уже думали, вот придем домой, отоспимся как следует. Вдруг из-за облаков вынырнул самолет МиГ-15. Мотор у него явно не работал, а это значит, что и связи не было. Высота 400 метров, как раз летчикам надо бы прыгать, ниже поздно будет. Они-то бы спаслись, а машина как раз угодила бы в квартал наших жилых домов и в здание госпиталя. Нет, видим, никто не прыгает, пытаются машину выровнять. Дотянул самолет до окраины, высоту уже потерял, не прыгнешь. Пошел над лесом, там еще речка Шерна протекает, за ней уже начинается Владимирская область. Перелетел речку.
А минуты через полторы и взрыв раздался. Володя Журавлев еще сказал, что, видать, какой-то летун отлетался. Разошлись мы по квартирам, отоспались, а утром следующего дня по радио сообщают, что погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. Многое тогда мне стало ясно...
— Вы точно уверены во всем, Леонид Стефанович? Там же на месте падения сплошные леса. Туристов возят, но никто и не видел никаких военных городков...
— Конечно, леса. Скорость у машины была примерно километров 300 в час. Значит, он успел отлететь на 8-10 километров. К тому же если к месту падения добираться со стороны Киржача или с шоссе Москва — Владимир, то аккурат ничего, кроме леса, и не увидишь...
— Выходит, они ваш городок просто спасли?
— Выходит так!
— Так что же вы молчали все эти годы?
— Знаете, люди мы военные, язык за зубами хранить научены. До недавнего времени я просто убежден был, что начальству нашему все доподлинно известно. Герои Гагарин и Серегин, раз ценой своих жизней секретный объект спасли. Да только сказать об этом нельзя, поскольку военная тайна. А сейчас, гляжу, и объект уже рассекречен, и столько лет прошло, а все говорят, что очевидцев нет. А мы же есть...
Конечно, множество неясностей в этой истории еще остается. Не смог мой собеседник ничего сказать о том, что же случилось с самолетом над облаками, почему остановился двигатель у МиГа? Почему сбились летчики с пути и залетели в запретную зону? Почему, наконец, не зафиксировали всего этого локаторы?
Но в одном Леонид Ступников убежден. Уже собираясь катапультироваться, летчики все ждали, когда вынырнут из-за облаков. Вынырнули и увидели прямо перед собой жилые дома. Сразу же поняли — прыгать уже нельзя. Отвели машину в сторону и упали в лесу.
— Надо бы вам обо всем этом в Москву написать, — сказал я на прощание полковнику Леониду Стунникову.
— Уже написал, — ответил он. — Жду сейчас ответа... .
|
|