Иван Устинов «НГ-политэкономия» № 7 |
ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-РОССИЙСКИ |
По словам ныне здравствующего и преуспевающего «отца приватизации», сия бумажка тянула аж на два автомобиля. Но наш народ, как известно, не только доверчив, но и крайне нетерпелив. Не дождавшись причитающихся ему двух автомобилей, он начал сбывать ваучеры по цене бутылки водки. Этой поспешностью не преминули воспользоваться не только просто инициативные люди. но и тогдашние директора предприятий, а то и просто проходимцы, которые начали массовую скупку приватизационных чеков. Но так как эти ваучеры — носители собственности — по отдельности ничего не стоили, то в условиях начавшейся приватизации они в своей массе превратились в реальную силу.
За реализуемое государством—собственником своего имущества стали платить не «жи-выми» деньгами (их просто не было в наличии), как это везде принято, а ваучерами, скупленными за бесценок, и даже деньгами, взятыми в кредит у того же государства. Достаточно было предъявить несколько мешков таких бумажек, чтобы стать владельцем предприятия — гиганта.
В результате Россия, как всегда, оказалась впереди планеты всей по числу проданных предприятий, но далеко не первой — по сумме полученных от этого средств, и особенно по цене одного предприятия. В частности, в течение 1992—1999 годов было приватизировано более 133,2 тыс. различных предприятий и объектов, за которые Родина-мать получила смешную сумму 9 млрд. 250 млн. долл., или в среднем по 69,5 тыс. долл. за каждое из них. Но средние данные, хотя и показательны, тем не менее обманчивы и очень многое скрывают. Среди приватизированных предприятий находятся комбинаты-гиганты черной и цветной металлургии, предприятия машиностроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, морские и речные пароходства, часть собственности «Газпрома» и РАО «ЕЭС» и многое другое.
Стоимость одного приватизируемого предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания находилась порой на уровне не самой престижной модели, а порой даже подержанного иностранного автомобиля.
Надо особо отметить, что так называемая реальная цена была далека от фактической их стоимости.
То, что огромная государственная собственность России за короткий промежуток времени не просто сменила владельца, а была бездарно разбазарена и разграблена, подтверждается результатами приватизации, проходившей в эти же годы в других странах мира — бедных и богатых. Россия, приватизировавшая в течение 1990-1998 годов больше всех других стран собственности, по доходам от ее реализации заняла среди них всего лишь 20 место.
Из 9 млрд. 250 млн. долл., полученных от приватизации в России, в бюджеты различных уровней было перечислено 7 млрд. 628 млн. долл. (82,5%), в том числе в федеральный — 5 млрд. 545 млн. (60%). Не остались внакладе и государственные органы, осуществляющие приватизацию. За свою фактически посредническую деятельность они получили 577,6 млн. долл., или более 10.4% всей суммы перечисленной от приватизации в федеральный бюджет.
О полнейшем провале и бездарности проведенной в России приватизации свидетельствуют не только полученные ничтожные суммы в целом, но и особенно — на душу населения. От приватизации на душу населения в России было получено всего 54,6 долл., в то время как в Австралии — 2560,3 долл., Португалии — 2108,6, Венгрии — 1252,8, а в Италии и Великобритании более чем по 1100 долл. Доходы от приватизации на душу населения в подавляющем большинстве стран в десятки раз превышают российские.
|
|