Григорий ХАРЧЕНКО, заместитель председателя Исполкома КСОТ*
«Деловая трибуна» № 13 |
ПОСЛЕДНЕЕ - С МОЛОТКА |
ПРОБЬЕТ ЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕРЕЗ ДУМУ РАЗРЕШЕНИЕ РАСПРОДАТЬ ОСТАВШИЕСЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЯ? |
Вновь на повестку дня встал вопрос дележа, т. е. приватизации остатков принадлежащих государству предприятий. Как и раньше, срочность диктуется потребностью латания дыр в федеральном бюджете.
Сверхдоходы от продажи нефти и нефтепродуктов уже не спасают — решили наскрести дополнительные 15 млрд. рублей от срочной продажи осколков всенародного добра.
Справедливо кто-то отметил, что во время реформ жиреют только реформаторы. Количество убыточных предприятий (после приватизации и нескольких переделов собственности) достигло 60 процентов. А это прежде всего — мизерные зарплаты, да и те с задержкой, сокращение рабочих мест. Так уж повелось в реформируемой российской экономике — реформа начинается с массовых увольнений.
Срочный этап приватизации на запланированную сумму в 33 млрд. рублей для ублажения МВФ, ВБ, Парижского клуба может состояться только с отменой пресловутой 100-й статьи в Федеральном законе о бюджете, отмена которой позволила бы правительству на свое усмотрение распродать госпредприятия, включая оборонные.
Парламентарии пытаются удержать а своих руках контроль хотя бы за оставшейся частью госсобственности, имеющей важное значение прежде всего для безопасности страны.
Как известно, приватизация продолжается несмотря на отсутствие закона и утвержденного перечня разрешенных к приватизации предприятий. Одним из путей такого передела собственности стал процесс ускоренного банкротства.
Последний проект федерального закона «Об утверждении государственной программы приватизации госимущества в РФ» с перечнем 59 предприятий, в том числе стратегических, подлежащих приватизации, в Думу от правительства поступил в 1997 г. Законопроект не прошел — большинство депутатов полагали, что без подведения итогов уже проведенной разорительной для страны приватизации узаконивать новую недопустимо..
Ведь уже тогда первокласснику было ясно, что полученные кредиты под залог акций стратегических предприятий никогда правительством не будут возвращены, так как погашение их в федеральном бюджете не предусматривалось и, что самое важное, эти кредиты брались для проедания, а не на развитие производства. Таким образом, все понимали — заложенные предприятия никогда не возвратятся государству.
Представленные Генеральной прокуратурой, Счетной палатой РФ в Госдуму материалы, говорили о грубейших нарушениях в приватизации и проведении залоговых аукционов: Счетная палата докладывала, что аукционы по продаже акций АО «Связьинвест», «Сибнефть», РАО «Норильский никель», Тюменской нефтяной компании проводились с нарушением законодательства и в связи с этим имеются все основания для расторжения сделок.
К этому времени олигархи «наелись» собственности досыта и уже не знали, что с ней делать дальше. Не случайно В.Потанин заявлял: «Мы наприватизировали в свою пользу слишком много собственности. Сливки с этого имущества уже сняты, и оно больше не приносит столько денег, как раньше. Управлять нашими огромными империями очень тяжело, эта работа занимает много времени и не оправдывает себя в финансовом смысле. Нам нужно остановиться и подумать, что делать дальше».
В ответ на представленный правительством законопроект о государственной программе приватизации в ноябре 1998 года появляется парламентский запрос в правительство Российской Федерации, где Белому дому предлагалось дать оценку итогов приватизации и изложить предполагаемые меры по отмене незаконных сделок по приватизации.
31 декабря 1998 года первый заместитель председателя правительства Ю. Маслюков подписал сопроводительное письмо в адрес Г. Селезнева с приложенной информацией «Об итогах приватизации в Российской Федерации и основных направлениях ее дальнейшего проведения», неизвестно кем написанной (без всякой подписи или виз).
По стилю изложения понятно, что родилась эта информация в недрах Мингосимущества с прозрачным намеком на очередной этап награждений его работников за проведенное разгосударствление. Не дан ответ практически ни на одну проблему, затронутую в запросе. Этот ответ на парламентский запрос Советом Думы должен был быть признан отпиской и возвращен в правительство для рассмотрения по существу. Но этого не произошло.
Такой же формальный ответ был подготовлен правительством и на постановление Государственной Думы, требовавшее признать действительными итоги залоговых аукционов — мол, все ваши хлопоты, господа депутаты, пусты — оснований для признания недействительными результатов залоговых аукционов нет..
Видимо, правительство М.Касьянова все-таки внесет новый законопроект по приватизации. «Послушное большинство» может его проштамповать. Но народных избранников, как именуют себя думцы, все-таки должен заинтересовать вопрос — какая судьба уготована предназначенным к продаже предприятиям, исходя из «эффективности» ранее проведенного передела собственности.
Может быть, правительство РФ, рекламирующее свою высокую компетентность, решится на создание комитета (министерства) по управлению государственным имуществом и покажет класс, свою способность управлять, выводя хотя бы стратегические предприятия на высокий уровень эффективной работы в рыночных условиях, и таким образом наполнять федеральный бюджет.
|
|