В. КУЧЕРЕНКО «Российская газета» № 70 |
МЫ НЕ ПОВЕЗЕМ В РОССИЮ
ЯДЕРНЫЙ "МУСОР" ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ |
|
Итак, у России теперь — новый глава Минатома. Значит ли это, что сменится прежняя политика? Каким курсом пойдет ядерное ведомство? Успокоятся ли «зеленые» движения? Об этом говорит Александр Юрьевич РУМЯНЦЕВ, новый министр.
В последнее время ядерное ведомство было у всех на слуху, тут и продвижение атомной энергетики на азиатские рынки, тут и активная внешняя политика в Средней Азии, когда Минатом договорился помогать Киргизии в отражении набегов банд экстремистов по формуле: ядерщики поставляют электронную технику для охраны границы, а республика передает Минатому горнообогатительные комбинаты бывшего Минсредмаша СССР, участвует в совместном «урановом проекте». Добавим к этому уверенный рост производства в отрасли по итогам последних двух пет.
В отрасли еще очень много проблем, много социальных вопросов. Да, еще низка средняя зарплата. Но ведь растем же! Выработка на АЭС России превзошла рекордную «атомную» выработку в РСФСР.
Пожалуй, своей самой главной задачей считаю сохранить подъем отрасли, ту «повышательную» волну, которую удалось создать. И руководствоваться намерен святым принципом: «Не навреди». Речь идет и о безопасности России, и о ее благосостоянии, и о здоровье нашей нации. Поступи безграмотно — и получишь, чего доброго, экологическую катастрофу.
Сегодня никто не оспаривает того, что высокие технологии России необходимо продвигать на мировой рынок. В качестве примера таких технологий возьмем то, что делает наш концерн «ТВЭЛ» — это активные зоны для реакторов, тепловыделяющие элементы и «сборки», то есть топливо АЭС, которое мы поставляем как для российских станций, так и за рубеж. Мы просто обязаны продвигать этот товар на рынок планеты. Если мы законодательно получаем право не только поставлять свежее «горючее», но потом забирать и перерабатывать его, то рынок сбыта для «твэловцев» очень расширится. В экономику потекут новые доходы. Но кто сегодня хочет, чтобы Россия успешно осваивала новые рынки высокотехнологичных товаров, кто хочет уступать свое место на рынке поставок топлива для АЭС мира? Наверное, таких мало. И потому с нами будут жестко бороться.
Действуя на опережение, мы должны заручиться согласием ряда стран, которые готовы сдать нам на переработку уже имеющееся ОЯТ (отработанное ядерное топливо). А потом заработает система компромиссов, диалогов, договоренностей и вообще цивилизованных процедур.
По оценке международных экспертов, развитие атомной энергетики в мире способно привести к образованию дефицита мощностей по переработке ОЯТ, и немалого — более чем в тысячу тонн ежегодно. Этот «неохваченный» сегмент мирового рынка может достаться России. За это и борется Минатом. Россия, таким образом, стоит перед альтернативой: или она будет зарабатывать средства на мировом рынке, или ей придется платить за все самой.
За рубежом давно работают построенные нами АЭС и научные реакторы. Это — тоже наш рынок. Пока тамошнее ОЯТ лежит в пристанционных хранилищах. Мы вполне в состоянии приспособить наши технологии к регенерации заграничного ОЯТ. Экономические выгоды от этого бесспорны. По самому грубому счету хранение и переработка 20 тысяч тонн ОЯТ принесет около 20 миллиардов долларов.
Я уверен в том, что конфронтация экологистов и ядерщиков во многом проистекает из закрытости нашей отрасли и, может быть, даже из некоторого пренебрежительного отношения наших специалистов к «зеленому движению». Нужно привлечь на сторону ядерной энергетики как можно больше народу, а для того, чтобы это сделать, надо уметь показать позитивные результаты работы ведомства.
Конечно, будем неустанно доказывать: с одной стороны, прием зарубежного ОЯТ расширит нам рынок сбыта свежего топлива, а с другой — даст средства на переработку всего, что лежит в пристанционных хранилищах АЭС России, хотя лежать там не должно.
Мы можем заработать на экологические программы самостоятельно. Уже сегодня атомщики платят в казну через налоги гораздо больше, чем из нее черпают. А благодаря переработке ОЯТ Минатом станет платить в бюджет еще больше.
Должен сказать, что министерство намеревается заключать соглашения-контракты о временном ввозе из-за рубежа ОЯТ с ядерных реакторов АЭС иностранного производства лишь при условии одобрения российским Правительством каждого из этих соглашений, после проведения всех необходимых экологических экспертиз и осуществления постоянного контроля со стороны правительственных учреждений. ОЯТ отнюдь не будут размещаться под открытым небом: их станут загружать в уже существующие хранилища, а также в новые, которые будут специально построены.
Когда ОЯТ вылеживается 25—30 лет, в нем распадаются коротко- и средне-живущие отходы. Самая тяжелая ситуация с долгоживущими изотопами америция, кюрия или технеция, период полураспада которых превышает тысячу лет. Но их очень мало.
Вне зависимости от того, будет ли вылежавшее в России ОЯТ пе-рерабатаваться или возвращаться без переработки, каждый проект принимается только в том случае, если в результате его реализации происходит снижение радиационной нагрузки в стране.
Ядерные отходы можно перерабатывать — превращая их в безопасные, нерадиоактивные элементы. Например, с помощью мощных ускорителей элементарных частиц или же с помощью солевых реакторов. Но пока это слишком дорого.
Человечество к этому обязательно придет, ведь мир нужно будет очищать. Как научные направления и даже полупромышленные технологии трансмутации отходов уже существуют. Наука не стоит на месте. Если мы получим такие технологии, то бизнес по переработке ОЯТ станет еще более выгодным. По моей оценке, мы сможем дезактивировать радиоактивные отходы так же дешево, массово и экономически эффективно, как выхлопные газы или бытовой мусор, ближе к середине уже нынешнего века. Хотя предсказать всего нельзя.
Понятия «ОЯТ» и «радиоактивные отходы» четко разграничены законодательно. В программе Минатома нет ничего, что указывало бы на намерение ввозить собственно отходы — отработанный и не подлежащий дальнейшему использованию ядерный «мусор» в чистом виде — для хранения или захоронения на территории России. Данное действие было, есть и останется противозаконным!
|
|