ИРИНА РЫБАЛЬЧЕНКО |
"Ъ-дейли" № 156 |
НА ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ НЕФТИ ЕЩЕ Х В А Т А Е Т |
РОССИЯ - ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА ПО ДОБЫЧЕ УГЛЕВОДОРОДОВ. ЗДЕСЬ СОСРЕДОТОЧЕНО 13% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЗАПАСОВ НЕФТИ И 45% ГАЗА. ПО ПРОГНОЗАМ МИНЭНЕРГО, ДОБЫЧА НЕФТИ В СТРАНЕ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ СНИЖАТЬСЯ НЕ БУДЕТ И К 2010 ГОДУ ДОСТИГНЕТ УРОВНЯ В 335 МЛН Т. РОСТ ДОБЫЧИ ВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В СМЕЖНЫЕ С НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ - МАШИНОСТРОЕНИЕ, ЭНЕРГЕТИКУ И ТРАНСПОРТ. |
Нефтегазовый комплекс является основой энергоснабжения страны и одной из ее важнейших народнохозяйственных отраслей. В настоящее время он формирует более 40% федерального бюджета и 20% консолидированного. Сегодня в России добывается порядка 7 млн баррелей нефти в день (около 29 млн т в месяц), из которых экспортируется около 4,3 млн (примерно столько же, сколько Ираном). На долю нефтяников и газовиков приходится 12% от общего объема промышленного производства России.
Роль нефтегазовой отрасли за последние десять лет заметно усилилась: в силу высокой конкурентоспособности продукции нефтяных и газовых компаний падение объемов их производства было значительно ниже, чем в других отраслях российской промышленности. Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть.
Их стремительный рост начался во втором квартале 1999 года. Ситуация с ценами на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке с некоторым опозданием также повторяла тенденции мирового рынка. Это обусловило значительный рост доходов нефтяных компаний - в 1998 году прибыль отрасли составила 15 млрд. руб., в 1999-м - уже 120 млрд руб. Дальше ситуация складывалась еще благоприятнее: по данным Госкомстата России, в прошлом году общий объем прибыли нефтяного сектора превысил 200 млрд руб. Резкий рост прибыли позволил нефтяникам увеличить объем инвестиций в смежные отрасли промышленности, в первую очередь в производство и модернизацию трубопроводного транспорта.
Наиболее активное развитие магистральных нефтепроводов происходило в период с 1960-го по 1980 год, и сейчас трубопроводная система сильно изношена. Четверть от общей протяженности трубопроводов эксплуатируется свыше 30 лет, еще треть - от 20 до 30 лет и лишь десятая часть - от 10 до 20 лет. Интенсивная эксплуатация нефтепроводов привела к тому, что основная их часть требует реконструкции.
"Транснефти" своими силами с ремонтом не справиться. Компания способна ежегодно ремонтировать 1,4 тыс. км магистральных нефтепроводов (средняя стоимость ремонта 1 км составляет $140-150 тыс.), при этом их общая протяженность - 47 тыс. км. В "Транснефти" подсчитали, что для ремонтно-восстановительных работ всех эксплуатируемых нефтепроводов потребуется около $6,5 млрд. Поэтому инвестиции нефтяников оказались весьма кстати: в прошлом году капиталовложения нефтекомпаний в строительство и ремонт нефтепроводов возросли на 10-15%.
Нефтяники получили возможность направлять больше средств на инвестиции в переработку. Сегодня ее средняя глубина на НПЗ не превышает 70% (на заводах США она составляет около 90%). Низкий выход наиболее ценных "светлых" продуктов переработки - бензина, авиакеросина, дизтоплива - делает относительно невысокой среднюю рыночную цену "корзины" нефтепродуктов, получаемых на российских заводах. При высокой доле мазута в полученных продуктах цена этой "корзины" на мировом рынке оказывается примерно на 20-25% ниже цены нефти, из которой она была получена.
Для увеличения глубины переработки Комсомольского КПЗ (входит в структуру "Роснефти") с нынешних 60% до 99-100% нефтекомпания готова вложить в завод около $680 млн, Тюменская нефтяная компания (ТНК) потратит более $200 млн на реконструкцию Рязанского НПЗ. Этот список можно продолжить. Таким образом, нефтяники обеспечат приток инвестиций в компании, специализирующиеся на выпуске современного оборудования для нужд нефтяной промышленности. Правда, пока в России таких предприятий немного, и вертикально интегрированные компании, владельцы НПЗ, пока предпочитают обращаться к иностранным производителям.
В единую технологическую цепочку с нефтяными компаниями также включены производители нефтепромыслового и бурового оборудования. На сегодняшний день структура разведанных месторождений продолжает ухудшаться: доля трудноизвлекаемых запасов (характеризуются низкими дебитами скважин и сравнительно невысокими темпами отбора нефти) уже превысила 60%. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 т в сутки составляла около 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами до 10 т в сутки, а свыше трети разрабатываемых запасов имеют высокую обводненность - более 70%.
Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых залежах необходимы другие технологии и новое оборудование. Их использование связано со значительно большими затратами финансовых и материально-технических ресурсов. Поэтому увеличится спрос на продукцию заводов по производству необходимой оснастки - буровых труб, промышленной арматуры и т. д.
По оценкам Минэнерго, в 2001 году добыча нефти в России составит 325 млн т. Однако гендиректор Международного центра нефтегазового бизнеса Евгений Хартуков убежден, что эта оценка явно занижена; по его прогнозам, добыча нефти в России в этом году возрастет до 335-340 млн т (на такой уровень добычи Минэнерго рассчитывает выйти через десять лет). По прогнозам международных организаций, занимающихся мониторингом нефтяного рынка, в ближайшее время спрос на нефть и газ только возрастет. Поэтому отрасль еще долго будет оставаться основным поставщиком средств в экономику России как в виде налогов, так и заказами на оборудование смежным отраслям.
|
|