2000  1 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ
НОВОГОДНИЙ СЕРПАНТИН ПРОМЫШЛЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Максим Зарезин, "Интерфакс-Время" № 1-2

Сведения о росте выпуска промышленной продукции в России поступали на протяжении всего 1999 года. По данным за девять месяцев, в целом по стране объем производства в реальном секторе вырос на 7 процентов. Свежая статистическая информация из регионов не только подтверждает эту тенденцию, но и содержит более внушительные цифры.
Причем обнадеживающие показатели демонстрируют как реформаторские области, так и субъекты Федерации, не замеченные в привязанности к экономическим новациям. Так, с начала года объем промышленной продукции в сравнении с соответствующим периодом 1998 года в Карелии вырос на 22 проц., в Ульяновской области - на 17 проц., а в Новгородской - вотчине реформатора М.Прусака - всего на 15,3 процента. Губернатор Тверской области Владимир Платов также недавно отрапортовал о том, что все 13 отраслей промышленности вверенного ему региона демонстрируют устойчивый рост.
Предпосылки оживления российской экономики, в том числе и ее реального сектора, известны: девальвация рубля, снижение объемов импорта, рост цен на нефть на мировом рынке. А потенциал для рывка у нас есть - 75 проц. основных фондов российской промышленности способны выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
Последние данные из регионов позволяют составить более ясное представление о том, что же кроется за обнадеживающими показателями последних месяцев. Прежде всего рост наблюдается в машиностроении и металлообработке: в Карелии - 50 проц., в Новгородской области - 48 проц., в Ульяновской области - 28 процентов. Можно порадоваться за машиностроителей, однако стоит обратить внимание на то, что сегодня наибольший прогресс зафиксирован в отрасли, больше других пострадавшей от реформ, там, где наиболее катастрофическим был обвал. Например, в Карелии объем производства упал на 54 проц. в период с 1993 по 1997 год. Поэтому минимальное улучшение ситуации в отрасли, достигшей кризисного дна, формирует максимально позитивную статистическую картину.
Относительность этой победы подтверждает тот факт, что наибольших достижений машиностроители достигают в тех регионах, где доля отрасли наименее значительна. Так, в Карелии машиностроение в структуре реального сектора республики занимает всего 7 проц., но оно же демонстрирует наибольшую из перечисленных регионов цифру. В то же время в Ульяновской области, где отрасль представлена такими гигантами, как УАЗ и "Аэростар", и является ядром промышленности (60,8 проц.), соответственно и рост почти вдвое меньше.
Из лидеров прошлых лет свои позиции подтвердила пищевая промышленность. При резком падении платежеспособного спроса пищевики в наибольшей степени выиграли от снижения объемов импорта. В Новгородской области рост в отрасли - 21 проц., в Ульяновской - 11 процентов.
Из кризисной ситуации ничего хорошего не могли извлечь для себя другие герои вчерашних дней - энергетики: в Ульяновской области произошел наибольший откат назад, индекс производства упал на 9,9 проц., а в Новгородчине электроэнергетика оказалась единственной отраслью, где не было роста производства.
Как это ни грустно, но именно ситуация в энергетике, замкнутой на внутреннего потребителя и слабо зависящей от капризов рублевого курса, более объективно отражает реальное положение отечественной промышленности, нежели машиностроительный бум. Кроме того, снижение выработки электроэнергии само по себе свидетельствует об эфемерности промышленного роста.
Еще один парадокс экономического подъема заключается в том, что он происходит в условиях инвестиционного кризиса. До сих пор в среднем по России объем инвестиций не поднялся выше весьма низкой предкризисной отметки. В частности, в Ульяновской области инвестиции в основной капитал за 11 месяцев уменьшились на 5,4 процента.
Именно неразрешенный инвестиционный кризис и пороки налоговой политики мешают подлинному промышленному подъему. Не случайно рост происходит в отраслях, традиционно избалованных вниманием региональных властей, которые создают для любимцев благоприятные инвестиционные и налоговые условия. Так, в Карелии правительство республики предоставило лесопромышленному комплексу ряд налоговых и тарифных послаблений.
Например, льготы по платежам в дорожный фонд, а также снижение ставок лесных податей позволили в 1997 году сократить расходы в отрасли на 37 млрд. неденоминированных рублей. С 1 января 1999 года в республике введены минимальные ставки платы за древесину. Отсюда и прогресс: рост на 31 проц. за 11 месяцев прошлого года.
Новгородская область известна своим благоприятным инвестиционным климатом. Как результат - значительный рост иностранных инвестиций: со 153 млн. долл. (на 1 января 1994 года) до 600 млн. долл. (на 1 июня 1999 г.). Из этой суммы 49 проц. инвестировано в пищевую промышленность, 30 проц. - в химическую индустрию, демонстрирующие хорошие показатели. Последний пример: датская фирма "Данди" в августе 1999 года ввела в эксплуатацию завод по производству жевательной резинки в дополнение к имеющемуся в Новгороде упаковочному цеху. Поэтому удивляться значительному увеличению выпуска потребительских товаров в регионе (на 35,7 проц.) не приходится.
Подлинного же подъема нашей промышленности стоит ожидать только тогда, когда нормальные условия хозяйствования будут созданы не для отдельных отраслей в отдельных регионах, а для всего реального сектора по всей стране.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2000