КОГДА ВЫХОДА НЕТ
, "Эксперт" № 40
По оценке генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Ивана Бортника, в малом инновационном бизнесе сосредоточено двадцать процентов российского научного потенциала.
Есть два серьезных импульса для развития предпринимательства в научно-технической сфере. Первый - это начавшийся примерно с восемьдесят седьмого года процесс демократизации, в том числе и по отношению к организационным формам науки. Малой науке перестали запрещать "быть". А второй - тяжелое положение отечественной науки. Конечно, в мире наши мозги могут использоваться на гораздо более выгодных условиях, чем в России, и многие научные работники принимают решение работать за рубежом. Но многие остались здесь и оказались в нелегкой ситуации. Поэтому те, кто имеет что-то в голове, уже готовый патент или идею, стремятся реализовать это в бизнесе.
В стране насчитывается сорок тысяч малых предприятий научно-технической сферы. На каждом предприятии в среднем занято по шесть человек. Мы ведь раньше и кондиционеров не применяли, и бутилированной воды не пили, теплым полом не пользовались. Сегодня даже утюг хороший не то чтобы электроники требует, но, скажем, отпаривателей или еще каких-то специфических характеристик, без которых наш потребитель уже не захочет его брать. А электротермическое оборудование для сауны или просто измерительные приборы для дома. То есть масса всего, к чему мы не были приучены. И люди бросились в эту нишу.
Жизнь наша создала огромный рынок для средств обеспечения безопасности: безопасность бизнеса, персональная безопасность, безопасность жилища. Это большая зона для людей, понимающих в электронике. Многие заняты в фармацевтике, пищевке, то есть чисто потребительских секторах. У нас в России появился и формируется рынок экологического приборостроения - для оснащения СЭС, станций водоподготовки и так далее. Крупных заводов в этом секторе не сохранилось. Это раньше на всю страну был один завод, скажем, хроматографов. А сейчас все это делается силами малых фирм. Наши автомобильные гиганты, как и во всем мире, буквально облеплены мелкими компаниями. Куча фирм делает брызговики, даже из резиновой крошки. А кто делает краски для ГАЗа и для ВАЗа? Небольшие фирмы в Дзержинске.
Многие фирмы из области медицинского приборостроения, сориентировавшись на государственное здравоохранение, имели проблемы. А те, кто производит материалы и оборудование для стоматологии, где большую долю составляют частные клиники, очень продвинулись. По нашим оценкам, малые фирмы поставляют до тридцати процентов отечественных материалов и оборудования для стоматологии.
Если так и дальше пойдет, то своими заказами раскрученные инновационные фирмы смогут загрузить еще процентов двадцать нашего научного потенциала.
|