ЗАМЕНА КАССОВЫХ МАШИН
Ольга Толмачева, по мат. газ. "Учет, налоги, право" № 43
В период с 2000 по 2001 год все ККМ без фискальной памяти в нашей стране должны быть заменены на кассовые машины с фискальной памятью. В данном материале с помощью специалистов МНС России мы рассмотрим некоторые проблемы, связанные с такой заменой.
КАКИЕ ККМ ПОДЛЕЖАТ ЗАМЕНЕ?
Еще в 1997 году Правительство РФ посчитало необходимым осуществить замену применяемых на территории РФ ККМ без фискальной памяти на ККМ, которые могут долговременно и энергонезависимо хранить информацию в фискальной (контрольной) памяти. Такое решение было принято с целью повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг и предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения. Распоряжением Правительства РФ от 29.09.97 № 1402-р были установлены сроки завершения замены указанных ККМ.
Точное число ККМ, которые должны быть сняты с эксплуатации до начала следующего года, назвать трудно, но вот до 1 января 2001 года надлежит заменить около 416 тыс. ККМ без фискальной памяти.
Снятие ККМ с эксплуатации происходит в зависимости от года выпуска (модернизации) машины. В настоящее время заменяются ККМ без фискальной памяти, выпущенные в 1995 и 1996 годах.
В соответствии с графиком в декабре текущего года должна завершиться замена ККМ на предприятиях почтовой связи, а также в других отраслях.
От организационно-правовой формы предприятия, применяющего ККМ, срок замены не зависит. Если модель ККМ, которую использует предприниматель, не обладает фискальной памятью, то возникает необходимость ее замены в соответствии с графиком, установленным распоряжением Правительства РФ № 1402-р. Что касается предприятий, входящих в систему МПС России, ФДС России, МПТР России, то в отношении них разрабатываются специальные графики замены ККМ.
Сейчас ККМ стоят в диапазоне от 1,8 тыс. до 40 тыс. рублей. Если это простейший механизм, то и цена низкая, а если это сложная система, представляющая собой практически компьютер, то и цена достаточно велика.
В соответствии с нормативными актами, которые действуют в настоящее время, ККМ можно относить к основным средствам, а можно учитывать их и в составе средств в обороте в пределах того лимита, который установлен для МБП. Все зависит от стоимости, которая колеблется в очень широком диапазоне.
НУЖНО ЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ НДС?
Таким образом, возникает первая проблема, связанная с налогом на добавленную стоимость. Допустим, ККМ числится в учете в составе основных средств. На момент списания ее стоимость еще полностью не погашена. Нужно ли в этом случае восстанавливать НДС, ранее предъявленный к возмещению из бюджета?
Согласно пункту 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" суммы НДС, уплаченные поставщикам за товары (работы, услуги), стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, возмещению из бюджета не подлежат.
Поэтому в случае снятия с эксплуатации ККМ сумма НДС, приходящаяся на остаточную стоимость, подлежит восстановлению. То есть суммы НДС, ранее списанные в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом по НДС", должны быть восстановлены по кредиту указанного счета в корреспонденции с дебетом счета 81 "Использование прибыли".
УБЫТОК ОТ СПИСАНИЯ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
От списания недоамортизированной части ККМ у предприятия возникает убыток. Появляется вторая проблема - учитывается ли данный убыток при налогообложении прибыли?
В соответствии с правилами, регулирующими порядок отражения в бухгалтерском учете имущества и обязательств, ККМ в зависимости от их стоимости учитываются в составе либо основных средств, либо МБП.
Таким образом, если ККМ числятся в составе основных фондов, то в соответствии с пунктом 103 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 № ЗЗн, доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации.
Одновременно следует отметить, что в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.98 № 1813/98 был сделан вывод о том, что списание основных средств с баланса организации вследствие их выбытия относится к внереализационным операциям. Перечень внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотрен пунктом 15 Положения о составе затрат. Убытки от списания недоамортизированной части основных средств в указанном перечне не предусмотрены, следовательно, эти убытки не учитываются для целей налогообложения.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
И наконец, последний вопрос. Предусмотрена ли какая-нибудь ответственность за нарушение сроков замены устаревших ККМ и в случае применения моделей ККМ, не допускаемых к использованию?
ККМ является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Контрольно-кассовая машина, не состоящая в Государственном реестре ККМ (кроме тех случаев, когда ее использование разрешено соответствующим решением ГМЭК), не может служить таким инструментом. Поэтому, если предприятие нарушает срок замены ККМ и продолжает использовать старую ККМ, исключенную из государственного реестра, это расценивается как не использование ККМ. К такому предприятию применяются санкции, в частности штраф за неприменение ККМ (в настоящее время указанный штраф налагается в размере от 50 до 100 МРОТ).
|