2000  1 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
НАШ КЛУБ
ПЕСТРЫЙ МИР

Артистическая тусовка глазами журналиста-международника

Владимир Катин, "Независимая газета" № 150

Журналистская судьба связала меня с разными интересными людьми. Довелось наблюдать и художественную, и артистическую богему. От пребывания во Франции в памяти остались такие эпизоды...

САЛЬВАДОР ДАЛИ ДУРАЧИТ ПУБЛИКУ
Когда прославленному художнику-сюрреалисту перевалило за семьдесят, его стали одолевать недуги. Порой не слушались руки, подолгу приходилось находиться на постельном режиме. Но потом он вдруг оживал и, закрутив пиками нафабренные усы, выделывал какую-нибудь свойственную ему экстравагантность...
Последний раз - это было незадолго до его кончины - мы встретились на его вернисаже в одной из престижных галерей на улице Риволи. Мэтр выглядел кое-как - худой до изнеможения, с набрякшими мешками под глазами. Принимал гостей, сидя на позолоченном троне в короне набекрень. По случаю открытия выставки его работ гарсоны разносили шампанское в продолговатых, как мензурки, бокалах. Художник величественным жестом их отстранял - пить ему уже было нельзя.
Нас с корреспондентом "Известий" Львом Володиным Сальвадор Дали знал давно, расцеловал и, оставив трон, взял под руки и повел в дальний зал:
- Вот оно - всегдашнее, вечное, неисчезающее! Смотрите!
В небольшом, но казавшемся просторным помещении не было ни одного полотна, а по углам стояли четыре совершенно обнаженные девушки. Впрочем, поначалу нагими они не казались, потому как их тела были ярко разрисованы причудливыми узорами. Натурщицы, не шелохнувшись, замерли в напряженных позах, изображая скульптуры, по которым прошлась кисть великого мастера.
- Конкретное воплощение красоты, - пояснил он, - это женское тело. Но самое прекрасное у женшины - зад!
Девицы всем своим видом и позами старались подтвердить сентенцию маэстро. Вокруг деловито суетились фотокорреспонденты, озаряя обнаженную натуру вспышками юпитеров и елозя по полу в поисках неповторимого ракурса.
Произнеся короткую речь насчет раскрашенных мадемуазелей, Дали побрел к трону. Уселся, хотел, видимо, состроить лукавую гримасу, но мимика получилась болезненной. Не обращаясь ни к кому, сказал как бы сам себе:
- Если публике нравится, чтобы ее дурачили, то почему бы ей не доставить такое удовольствие? Этим я и занимаюсь всю жизнь...

ЖАН ЭФФЕЛЬ ПРОДАЛ ТРЯПКУ ДЛЯ ВЫТИРАНИЯ КИСТЕЙ
Рисовальщик и карикатурист Жан Эффель хотя и был лауреатом Международной Ленинской премии, но широкую известность ему принесли сборники рисунков "Сотворение мира". Жил он на набережной Сены, как раз напротив собора Парижской Богоматери. Его жена Мадлен рассказывала мне, что лет десять искала именно то, что ей хотелось: "Чтобы было так: куда ни глянь - отовсюду настоящий, не заляпанный рекламой Париж!" И в самом деле, вид из любого окна их квартиры был как бы картиной вечного Парижа - окна выходили на живописную набережную Вольтера, на знаменитые химеры собора, захватывая растворяющийся в дымке город...
Детей у них не было, а жили они одновременно и скромно, и на широкую ногу. В повседневности Жан и Мадлен были весьма неприхотливы, но когда отправлялись в ресторан или принимали у себя гостей, то это уже было на всю катушку.
В пасмурный ноябрьский день 1976 года, будучи приглашенным на обед и явившись несколько раньше, я сидел в студии художника, наблюдая за его работой. В дверях показалась Мало, личный секретарь Эффеля, она сообщила, что нежданно пришел представитель одного крупного издательства и просит его принять. Эффель посмотрел на часы, пожал плечами и велел впустить. Надо сказать, что работы у него было более чем достаточно и он предпочитал иметь дело с традиционными заказчиками. Посланец солидного издательского дома извинился за вторжение без звонка, потому как сроки поджимают, и объяснил свою просьбу: нужна новогодняя открытка. Однако не смог ответить ни на один вопрос относительно сюжета, идеи, которые желательно отразить в этой поздравительной открытке. Эффель принялся ходить взад-вперед, чертыхаясь и разводя руками. Посетитель ждал, потупив взор. Но вот художник остановился, схватил со стола яркую пеструю тряпку, которой сегодня вытирал кисти, и протянул ее посетителю:
- Вот, пожалуйста, возьмите это и воспроизведите так, как есть, - интегрально! Это и будет новогодней открыткой с моим автографом.
Все было сделано, как он сказал, и открытка "Палитра Эффеля" стала самой популярной - потребовался даже дополнительный тираж, потому как ее раскупали нарасхват.

© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2000