ЧТО СУЛИТ РОССИИ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Николай Паклин, "Российская газета" № 27
Королевский лейб-медик и астролог француз Нострадамус предрекал будущее по расположению звезд на небе. Совре-менные предсказатели в отличие от своего средневекового собрата пользуются огромным количеством данных. Их со-бирают по всему свету как национальные статистические службы, так и многочисленные специализированные орга-низации ООН. Данные анализируют с помощью мощных ком-пьютеров. Каким видится XXI век западным аналитикам?
ЖИТЬ ПРЕДСТОИТ ОДНИМ КОЛХОЗОМ
Это будет век глобализации, то есть слияния национальных хозяйств отдельных стран в единое целое. Таков главный вывод. "Речь идет о второй капиталистической революции, - пишет влиятельный французский ежемесячник "Монд дипломатик". - Глобализация захватывает самые удаленные уголки нашей планеты, не обращая внимания ни на независимость, ни на различие политических режимов. Мир переживает новую эпоху завоеваний, которая пришла на смену колониальной. Но если прежде в качестве главных завоевателей выступали государства, то теперь ими стали предприятия, конгломераты, частные промышленные и финансовые группы, которые претендуют на роль вершителей судеб мира. Никогда их круг не был столь малочисленным и столь могущественным".
О постепенном переплетении экономик отдельных стран писал еще в середине XIX века Маркс, к которому сегодня на Западе вновь обращаются. Но XX век был веком борьбы национальных компаний за источники сырья и рынки сбыта. Век наступивший прогнозируется как период господства многонациональных компаний в мировой экономике. Их еще называют транснациональными корпорациями (ТНК). Они зародились после второй мировой войны. Их основу составили американские монополистические объединения, широко шагнувшие в мир вместе с армией США. К американским монополиям, когда добровольно - в надежде на крупные прибыли, когда по принуждению - уступая в конкурентной борьбе, стали подключаться компании других западных стран.
С появлением компьютеров и развитием информатики на мировой рынок вышли финансовые группы. Переброска огромных денег из одного места планеты в другое стала минутным делом.
Финансисты не только обслуживают транснациональные корпорации, действующие в сфере производства, но и сами играют во вселенском масштабе в свои игры. Спекулируя на финансовых рынках, они выделились в самостоятельную "отрасль".
Деньги, минуя товарную стадию, сами себя воспроизводят. Если по Марксу, то получается "деньги - деньги - деньги" вместо "деньги - товар - деньги". Сейчас спекуляция развернулась с акциями компаний, сложившимися вокруг Интернета. Реальная экономика за их акциями не стоит.
МИР ДЕЛЯТ РУССКИЕ И БОГАТЫЕ
Кто будет править бал в новом веке? Естественно, тот, в чьих руках транснациональных корпораций больше. Значит - США. В 1998 году из двухсот самых весомых ТНК 74 были под американским флагом. На их долю приходилось 36,5 процента всего оборота подобных корпораций. А "зарабатывали" американцы больше, чем все другие ТНК вместе взятые. 52,7 процента прибылей.
Создание новых ТНК идет полным ходом. Они зарождаются путем слияния крупных монополий. Пример, как всегда, подают США. А американцам есть что объединять. Из 50 крупнейших компаний мира штаб-квартиры 33 находятся в США. Они владеют 71,8 процента всех котирующихся на бирже акций. В абсолютных цифрах это без малого пять триллионов долларов.
В национальных рамках подобным конгломератам тесно. Они устремляются в другие страны. Стоило Японии приоткрыть двери для иностранного капитала, как туда "поехали" американские автомобильные фирмы, занимающие господствующие позиции в мире.
Но и европейцы не дремлют. Ответом на американский вызов стало ускоренное объединение западноевропейских промышленных и финансовых групп.
Другая сторона медали - сокращение числа крупных монополий, действующих на мировом рынке. Сокращается и число стран, делящих мировой экономический пирог. На долю пяти стран - США, Японии, Великобритании, Германии и Франции - приходится 90 процентов двухсот первых в мире промышленных и финансовых компаний. Раздробив и приватизировав по подсказке западных "экспертов" наши так называемые естественные монополии, мы остались у разбитого корыта...
КЕСАРЮ - КЕСАРЕВО
Хозяева транснациональных корпораций оказались на верху пирамиды самых богатых людей мира. Учредитель и владелец "Майкрософта" Билл Гейтс - первый среди них. Его состояние перевалило то ли за 70, то ли за 90 млрд. долларов. По данным журнала "Евробизнес", обладательницей самого крупного состояния в Европе является мало известная широкой публике наследница и хозяйка французской косметической империи "Л'Ореаль" Лильяна Бетенкур. Оно оценивается в 14 с половиной миллиардов долларов. Дело доходит до абсурда. В числе европейских миллиардеров - миллионеры уже не в счет - значится 13-летняя Аллегра Версачи - племянница недавно убитого в США "короля" итальянской моды Джанни Версачи. Основанная им "империя" - тоже по сути дела транснациональная корпорация. "В мире появляется новая аристократия - интеркратия, - утверждает французский философ Алэн Финкилькрот, - это узкий и замкнутый круг людей. В нем каждый знает каждого. Но для всех остальных они остаются незнакомыми".
Чтобы диктовать миру условия игры, транснациональные корпорации создали свои координационные центры. Это - "Трансатлантический бизнес-диалог" и Международная торговая палата. Экономический обозреватель итальянской газеты "Репубблика" отнюдь не преувеличивает, когда пишет, что "транснациональные корпорации в состоянии бросить вызов не только Европарламенту, но и самой ООН". Национальные правительства все больше утрачивают возможность контролировать процессы, происходящие в мировой экономике.
Что несет людям глобализация? На Западе на этот вопрос дается однозначный ответ: усиление социального неравенства. Испанский философ Фернандо Саватер охарактеризовал этот процесс как "скандальную диспропорцию, больше всего подрывающую безопасность в мире". Что бы ни говорили, главная цель всякой экономической деятельности на основе частной собственности - извлечение максимальной прибыли в пользу собственника. Эксплуатация усиливается. Разрыв в доходах - тоже. "Всеобщая торговля вещами и словами, душой и телом, природой и культурой ведет к углублению неравенства, - пишет "Монд дипломатик", отнюдь не являющийся левым изданием. - В то время, как мировое производство сельскохозяйственной продукции составляет 110 процентов потребностей человечества, ежегодно от голода умирают 30 млн. человек, более 80 млн. недоедают. В 1960 году доход 20 процентов наиболее состоятельных людей планеты был в 30 раз выше, чем у 20 процентов самых бедных. Сегодня он в 82 раза больше! Из 6 млрд. землян 500 млн. живут в достатке, остальные пять с половиной миллиардов - в нехватке. Мир перевернулся с ног на голову".
Диспропорция между богатством и бедностью растет не только между богатыми и бедными странами. В самой богатой стране мира - США в 1989- 1994 годах в бедности жили 19 процентов населения. Для сравнения: в Японии - 12 процентов, в Западной Европе - 8 процентов. Если в начале века директор американского предприятия получал в 20-30 раз больше, чем рабочий, то теперь этот разрыв составляет уже 200-300 раз. Но и директорская зарплата ничто по сравнению с тем, что может заработать на бирже в считанные минуты ловкий спекулянт. Рождается "новый апартеид" с очень немногими привилегированными и всеми остальными. Пример России с кучкой олигархов и 30 процентами населения, живущими в бедности, наглядная иллюстрация происходящего.
НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ
Переход мира к глобальной экономике связывают с повсеместным утверждением принципов ультралиберализации и свободы рыночных отношений. Отмена всяких национальных ограничений в международной торговле, на ввоз и вывоз капиталов, даже самого понятия суверенитета - вот, мол, тот путь, который ведет мир к процветанию и всеобщей благодати. Встречаясь в последнее время с западными лидерами, президент США Билл Клинтон призывает их перенимать "американский опыт". Он ссылается на экономические успехи США. Однако западные европейцы относятся к этому "опыту" весьма критически. Они сомневаются, что ради сохранения рабочих мест европейцы согласятся, как американцы, на сокращение зарплаты, на двухнедельный годовой отпуск, на переезды из города в город и, главное, на право компании увольнять сотрудников по своему разумению или даже прихоти. Американские "социальные ценности", по общему мнению, не подходят для Западной Европы.
В Европе ставят под сомнение курс США на форсирование глобализации, то есть подталкивание этого процесса. Там отдают себе отчет в том, что глобализация развязывает руки транснациональным корпорациям и способствует утверждению США в качестве доминирующей экономической силы в мире. Хотя европейские страны осуществляют приватизацию и некоторые другие либеральные преобразования в области экономики, они не намерены копировать США. Премьер-министр Франции социалист Лионель Жоспен так определил различие в подходах:
"Мы за рыночную экономику, но против рыночного общества". Различие, как видим, существенное.
Анализируя первые последствия глобализации, европейские эксперты связывают с ней крушение государственных и традиционных социальных структур в ряде государств мира. Транснациональные корпорации не принесли благополучия ни одной стране.
Где же выход, если слияние национальных хозяйств в единую мировую экономику - необратимый процесс? Четкого ответа на этот вопрос пока еще никто не дал. Однако многие политики и экономисты склоняются к мнению, что глобализацию из стихийного процесса следует превратить в процесс управляемый. Веское слово надлежит сказать, пока не поздно, государствам. "Глобализацию необходимо поставить под контроль", - пишет газета итaльянских деловых кругов "Соле-оре". Неконтролируемость этого процесса уже привела к "азиатскому кризису", который ударил и по России. Высказывается мнение, что особенно важно навести порядок в международно-финансовой системе, взяв под контроль денежные потоки. Надлежит прикрыть оффшорные зоны и вынудить изменить финансовое законодательство те страны, которые превратились в "финансовый рай" для всякого рода беглых и "грязных" денег. Настоятельно рекомендуется отменить и пресловутую "банковскую тайну".
|