2000  3 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ
ЛЛИЗИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Н. Ксенофонтова,заместитель руководителя
Департамента Минфина России
А. Шуткин, НИФИ Минфина России,
,
"Финансовая газета" № 2

Несмотря на определенные меры по государственной поддержке малого предпринимательства, в этой сфере экономики проявляется тенденция неустойчивого развития. Если в 1995 г. число малых предприятий составляло 897 тыс., то в 1996 г. - 877 тыс., в 1997 г. - 828 тыс., в 1998 г. - 862 тыс. и в 1999 г. - 868 тыс.
Необходимо отметить и некоторое снижение деловой активности малых предприятий в отдельных отраслях предпринимательства. Финансовое состояние малых предприятий, например, в промышленности и строительстве в последние годы было довольно сложным. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. численность занятых на малых предприятиях уменьшилась на 14% и составила 7,4 млн. человек, в том числе занятость на постоянной основе уменьшилась на 5% - до 6,2 млн. человек. Снизился объем инвестиций. Загрузка производственных мощностей упала с 36% в 1996 г. до 25% в 1998 г. Уменьшилась инновационная активность.
Вместе с тем основная масса предприятий сферы малого предпринимательства все же смогла преодолеть последствия финансового кризиса, о чем свидетельствует и некоторый рост численности малых предприятий в 1999 г.
Дальнейшее развитие малого бизнеса возможно только в случае всесторонней государственной поддержки данного сектора экономики, и в первую очередь - совершенствования финансового механизма формирования в этой сфере инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность деятельности малых предприятий.
Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является лизинг. Правовые нормы, регламентирующие основы лизинговой деятельности, приведены в Гражданском кодексе Российской Федерации. В понятие лизинга здесь входит исключительно финансовая аренда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.09.94 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" был принят ряд правительственных решений и разработаны нормативные документы, а также Федеральный закон от 29.10. 98 г. № 164-ФЗ "О лизинге".
Даже при существующем механизме кредитования капиталовложений и высоких ставках банковского кредита использование лизинга эффективно. Однако, несмотря на то что, по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, лицензии получили около 800 организаций, реально лизинговыми операциями занимаются не более 10% из них.
Департамент межбюджетных отношений Минфина России и Научно-исследовательский финансовый институт провели анализ данных, определяющих эффективность деятельности лизинговых компаний, которым были выделены финансовые средства из государственных источников. Материалы были получены по результатам проверок, проведенных Департаментом совместно с региональными финансовыми органами из репрезентативной выборки действующих лизинговых организаций, обслуживающих сферу малого бизнеса. Анализ указанных данных позволил выявить сложившиеся и прогнозируемые тенденции в развитии лизинговых операций.
В основе формирования действующих в настоящее время лизинговых компаний лежат определенные организационно-правовые и методические принципы. Так, большинство лизинговых компаний представлены открытыми акционерными обществами. Вместе с тем отдельные организации ("Кубаньлизингмаш", "Липецклизинг" и ряд других) имеют юридический статус закрытых акционерных обществ. Основная масса анализируемых компаний была создана в 1996-1997 гг. Выдачу лицензий осуществляло Министерство экономики Российской Федерации.
Учредителями обществ выступают как физические лица, так и местные административные структуры, хозяйственные организации разных форм собственности, банки, общественные организации, а также Федеральный (ФФПМП) и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
Доля государственного участия в уставном капитале варьируется в зависимости от состава и количества учредителей. Необходимо отметить, что в процессе функционирования лизинговых компаний изменяется не только состав учредителей, но и структура их взносов в уставный капитал.
Данные по отдельным региональным лизинговым компаниям на дату их создания и на 1 июля 1999 г. приведены в таблице.
Из таблицы видно, что в пяти из семи представленных региональных компаний финансовый вклад государственных организаций в уставный капитал превышает 25%. Анализ данных по источникам финансирования и объемам государственных средств, выделенных лизинговым компаниям в 1997-1998 гг., показывает, что в финансировании компаний были задействованы разные государственные организации.
Некоторые компании полностью финансировались за счет государственных средств ("Кубаньлизингмаш"), другие частично. Однако все же значительная часть компаний свою деятельность осуществляла за счет собственных средств.
Несмотря на относительно небольшой объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, можно уже говорить о том, что процесс этот начал развиваться. Например, Нижегородская лизинговая компания только за последние два года заключила лизинговые сделки объемом 8,10 млн. руб. и свыше 1704 тыс. долл. США более чем с 50 предпринимателями и организациями. По программе лизинга оборудования, разработанной администрацией области, предпринимателям передано на условиях лизинга около 50 комплектов производственного оборудования и более 500 автомобилей разных модификаций. Благодаря данной программе в регионе появились необходимые предприятия - деревообрабатывающее, хлебопекарное, холодильное, упаковочное, производство по изготовлению мороженого, пельменей и др. Созданы химчистки европейского уровня, которыми открыты 45 приемных пунктов в 25 районах Нижегородской области и города.
Эффективная работа компаний позволила не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять соответствующие суммы налогов в бюджеты.
При наличии свободных средств отдельные лизинговые компании вкладывают их в ценные бумаги. Например, Нижегородская лизинговая компания приобрела ценные бумаги на 2,3 млн. руб. "Мособллизинг" свободные денежные средства передал на депозитные вклады в банки, что обеспечило прирост средств за последние годы в объеме 1,81 млн. руб. Но все же имели место и недостатки в работе лизинговых компаний. Например, в 1998 г. из-за ухудшения финансового положения лизингополучателей в Томской лизинговой компании лизинговые платежи поступили не в полном объеме, что не дало возможности компании получить соответствующее комиссионное вознаграждение. Отдельные лизинговые компании осуществляли деятельность вне сферы приоритетных направлений развития малого предпринимательства.
Для повышения эффективности функционирования лизинговых компаний, с нашей точки зрения, необходимо:
- изменить организационно-правовую форму отдельных лизинговых компаний, преобразовав их в акционерные общества открытого типа, что позволит увеличить не только число учредителей и соответственно уставный капитал общества, но и долю финансирования за счет собственных средств;
- устранить нарушения, выразившиеся в превышении 25%-ной доли государственного участия в уставном капитале при его формировании, в лизинговых компаниях, получающих государственные средства;
- фондам поддержки малого предпринимательства усилить контроль за выполнением договорных обязательств лизинговых компаний по использованию государственных средств;
- финансирование лизинговых компаний из федерального фонда поддержки малого предпринимательства и других государственных структур осуществлять только целевым назначением на возвратной основе.



Организация


Всего учредителей
В том числе Доля (%)
взноса госуд.
организ.
в устав.
капитал
Учредители и сумма взносов (млн. руб.)
Госуд.
организации
ФФПМП
регион.
госуд.
структуры
регион.фонд ПМП
прочие,
в том числе
"Кубаньлизингмаш"
16.10.96
1.07.99

2
2

1
1

24
24

1,8
1,8





5,7
5,7
"Мособллизинг"
11.08.97
1.07.99

7
6

2
2

48
48

1,5
1,5

1,5
1,5



3,25
3,25
Томская лизинговая компания
27.02.97
1.07.99


10
8


4
4


58
6


0,125
0,125


0,165
0,165





0,210
0,170
Нижегородская лизинговая компания
2.07.97
1.07.99


3
3


2
2


74
74


0,25
0,25






0,49
0,49


0,26
0,26
Национальный лизинговый центр, Москва
23.04.97
1.07.99


2
2


1
1


50
50


2
2








2
2
Костромская лизинговая компания
28.10.96
1.07.99


7
6


3
3


62,56
73,20


0,090
0,119


0,1
0,1


0,100
0,125


0,18
0,13
"Липецклизинг"
18.11.96
1.07.99

9
9

2
2

15
20

0,030
0,030

0,015
0,015


0,255
0,171


© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2000