2000  3 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ВЫ - ДИРЕКТОР
ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ В РОССИИ - "ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА"

Елена Миронова ,
"Бизнес-адвокат" № 2


Ещё в декабре 1997 г. Государственной Думой России в первом чтении был принят проект нового Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
С тех пор прошло немало времени. Рабочей группой, в состав которой вошли представители МВД, ФСБ, Генеральной Прокуратуры, Мннюста России, научных учреждений правоохранительных органов, руководители ряда крупных частных детективных и охранных предприятий, была проделана титаническая работа по доработке законопроекта в соответствии с внесенными в него субъектами законодательной инициативы изменениями и дополнениями.

Однако остаются вопросы, по которым трудно бывает найти согласие даже самой компетентной и непредвзято настроенной команде. Именно так обстояло дело с некоторыми статьями законопроекта, споры по редакционному изменению которых так и не привели к единому мнению. Так, наиболее острые дискуссии вызывали те из них, которые касаются видов негосударственной детективной и охранной деятельности, видов служебного оружия, используемых в частной детективной и охранной деятельности и порядка их применения. По существу, для частных охранных структур сегодня ключевым остается вопрос: "Быть или не быть частным телохранителям в России?". С одной стороны, как в ст. 3 действующего Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", так и в ст.5 проекта нового Закона "О негосударственной сыскной и негосударственной охранной деятельности в Российской Федерации" признается "защита жизни и здоровья граждан".
Уже с 1992 г. этот вид охранной деятельности успешно осваивают охранные агентства. Но полноценных телохранителей, то есть частных охранников, исключительно и непосредственно осуществляющих такой вид охранных услуг, как защиту жизни и здоровья граждан с использованием служебного короткоствольного огнестрельного оружия, у нас официально как не было, так и нет. В то же время по экспертным оценкам этим видом деятельности занимается примерно каждый десятый лицензированный частный охранник. Если учесть, что в настоящее время у нас в стране зарегистрировано порядка 11 тыс. частных охранных предприятий, в которых работают порядка 166 тыс. лицензированных охранников, то легко подсчитать, что так называемых "телохранителей" у нас в стране не так уж и мало - порядка 15 тыс. На законном вооружении ЧОПов насчитывается порядка 71 тыс. единиц оружия (причем его количество в 1999 г. по сравнению с 1993 г. увеличилось в 8 раз).
Одновременно надо признать, что в 1993-1999 гг. фиксировался ежегодный прирост числа выявленных правонарушений, совершенных сотрудниками частных детективных и охранных предприятий. Увеличилось число случаев вынесенных им органами внутренних дел предупреждений с последующим прекращением сыскной и охранной деятельности, а также фактов привлечения виновных к административной и уголовной ответственности. К примеру, в 1997 г. в охранносыскных структурах было утрачено 49, похищено 34 единицы огнестрельного оружия, а также зарегистрировано 68 случаев его применения, из которых 18 были признаны неправомерными. В 1998 г. в целом по России уже было зарегистрировано 78 фактов применения огнестрельного оружия, в том числе 22 - неправомерного. В 1999 г. эти показатели в целом сохранили тенденцию к увеличению. Безусловно, следует признать, что по отношению к общему количеству преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия в целом по стране, число преступлений совершенных с применением служебного оружия, составляет всего 4,7% в 1998 г. и 4,2% в 1999 г. Но тем не менее число случаев неправомерного применения огнестрельного оружия охранниками все же имеет некоторую тенденцию к увеличению, что не может не настораживать правоохранительные органы.
Что же касается российского телохранителя, то он по-прежнему остается "человеком-невидимкой". Он действует на свой страх и риск, официально защищая не жизнь и здоровье охраняемого им лица, а его личное имущество - пиджак, шляпу, кейс и проч. Это единственная законная "отмазка", поскольку по действующему законодательству частный охранник вправе применить огнестрельное оружие только для защиты охраняемой собственности клиента, если на нее совершено групповое либо вооруженное нападение (ст. 18 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"), но никак не для защиты жизни и здоровья охраняемых им граждан.
Заметим, что в проекте нового Федерального закона "О негосударственной сыскной и негосударственной охранной деятельности" случаи применения оружия частным охранником (ст. 17) остались прежними. В то же время ряд депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации предлагали внести в данную статью законопроекта изменения, предусматривающие возможность применения огнестрельного оружия охранниками при защите жизни и здоровья охраняемых граждан. И именно по этому предложению мнения членов рабочей группы полярно разделились, и консенсус так и не был достигнут. Представители ряда правоохранительных органов - МВД, ФСБ против подобного расширения возможностей применения служебного огнестрельного оружия частными охранниками. Их доводы, вкратце, таковы. Предоставив частным охранникам право на скрытое ношение огнестрельного оружия, мы выпускаем джинна из бутылки, тем самым допуская бесконтрольное ношение и применение оружия частными охранниками. Имеющиеся на сегодня в штате 4 тыс. сотрудников лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел просто физически не в состоянии осуществлять действенный контроль за находящимся в руках у телохранителей огнестрельным оружием. Попутно, впрочем, высказывались и некоторые сомнения в профессионализме лиц, занимающихся этим видом охранных услуг, с нашей точки зрения, не всегда имеющие под собой реальные доказательства.
Члены рабочей группы, представляющие частные охранные структуры, в свою очередь пытались доказать, что "защита жизни и здоровья граждан" их силами как один из законных видов частной охранной деятельности существует в нашей стране де-факто и ее надо просто оформить де-юре, введя специальный вид лицензии на частную охранную деятельность по защите жизни и здоровья граждан с правом ношения и соответственно применения огнестрельного оружия, от чего все только выиграют, поскольку такой вид услуг все равно в неявной форме все равно имеет место, о чем правоохранительным органам известно. Пока же ни одна точка зрения не взяла верх. А новым проектом Федерального закона "О негосударственной сыскной и негосударственной охранной деятельности" предстоит теперь заняться новому составу Государственной Думы РФ.
По Интернету был сделан запрос в крупные охранные агентства ряда стран мира о том, как у них решается проблема ношения и применения телохранителями короткоствольного огнестрельного оружия? И вот что они ответили.
Представители охранных агентств из США с очевидностью считают, что для предотвращения угрозы жизни и здоровью как охраняемого лица, так и телохранителя последний вправе носить оружие. В то же время 90% телохранителей огнестрельное оружие просто не носят, поскольку оно им не нужно. Причем в большинстве штатов на вооружении у телохранителей находится обычно гражданское короткоствольное огнестрельное оружие, разрешенное к применению в конкретном штате (обычно это Магнум-357 9 мм 40 калибра), а с этим оружием ехать по делам службы в другой штат (например, из Калифорнии в Аризону) уже нельзя, поскольку там свои порядки.
конкретному охранному агентству, в таком случае служебное оружие должно быть зарегистрировано в Государственном департаменте юстиции. При этом, как подчеркивает М.Браун из агентства "Capital of Security" (Вашингтон), огнестрельное оружие, обычно это личное оружие телохранителя (9 мм пистолет) используется им для сопровождения охраняемого им лица.
В свою очередь, телохранитель обязан иметь лицензию (типа "А" на оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья лиц) и разрешение на ношение огнестрельного оружия. Как замечает руководитель охранного агентства "ASC Inc." из штата Джорджия Алекс С., если клиент пожелает, то телохранитель обязан сопровождать его с личным огнестрельным оружием, однако он должен носить его открыто, чтобы каждый мог видеть, что у телохранителя есть оружие.
Короче, в США телохранители если и используют (что бывает нечасто), то свое личное гражданское коротко-ствольное огнестрельное оружие, на которое у них должно быть разрешение, причем скрытое его ношение (как у Кевина Костнера в фильме "Телохранитель") по закону не допускается.
В Южной Африке, откуда нам тоже пришло сообщение от Алана Хадфилда, возглавляющего Национальную Ассоциацию телохранителей, проблемы ношения и применения короткоствольного огнестрельного оружия телохранителем практически не существует.
VВ странах же Европы проблема ношения огнестрельного оружия телохранителями решена иначе.
В Швеции, например, частный телохранитель не вправе носить огнестрельное оружие. Клас Нильсен из Стокгольмского агентства безопасности любезно пояснил нам, что в Швеции существует охрана государственная и частная. Государственная охрана распространяется как на VIP (членов королевской семьи, членов Парламента и т.п.), так и на отдельных граждан, которые обратились в полицию с просьбой о предоставлении им вооруженной защиты их жизни и здоровья.
В свою очередь, на рынке частных охранных услуг существует два вида телохранителей. Одни из них работают в охранных агентствах, и им иногда предоставляется право защиты жизни и здоровья клиента с использованием служебного огнестрельного оружия этой фирмы (обычно это револьвер). Существуют и частные телохранители, но они не вправе применять огнестрельное оружие для защиты своего клиента.
В Италии закон весьма суров к телохранителям, далеко не каждый из которых имеет право на ношение огнестрельного оружия, как пояснил нам телохранитель из Милана Альберто Галлази. В Дании же частные телохранители вообще лишены права на ношение ручного огнестрельного оружия. Функции вооруженной охраны клиента там взяла на себя полиция.
Кстати, и во Франции телохранители чаще всего невооружены, а если же клиент требует вооруженной охраны, то он обязан обратиться за разрешением на это в полицейскую префектуру. Примерно так же обстоит дело и с частными телохранителями в Швейцарии, которым право на ношение огнестрельного оружия предоставляется, только если они работают в агентстве по безопасности после получения ими специального разрешения в соответствующем государственном департаменте.
Наиболее вольготно, на наш взгляд, работают только телохранители из Израиля, для которых возможно ношение любого вида огнестрельного оружия, имеющегося в продаже в оружейных магазинах.
Подводя краткие итоги зарубежной практики работы частных телохранителей, можно сделать вывод, что существуют некие международные стандарты в оказании ими услуг по защите жизни и здоровья клиента. Вкратце их суть состоит в следующем. Гражданин конкретного государства вправе защищать свою жизнь или здоровье либо сам (имея возможность в этом случае приобрести на законном основании тот или иной вид личного огнестрельного оружия), либо обратиться за помощью в полицию или нанять частного охранника, который по договору будет охранять его жизнь и здоровье (с личным оружием или без такового).
Наши же российские телохранители пока вправе на законном основании оказывать услуги по защите жизни и здоровья граждан без права ношения короткоствольного огнестрельного оружия. Что будет дальше - покажет время.

© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2000