"Экономика и жизнь" № 24 |
2001 ГОД. |
"Прогнозировать средние экономические показатели - всё равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что её средняя глубина не больше четырёх футов". М.Фридман |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ |
123 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2010 |
Прирост ВВП к предыдущему году, % |
3,2 |
5,0 |
4,1 |
4,6 |
5,1 |
4,7 |
5,2* |
ВВП в текущих ценах, млрд руб. |
4545 |
5837 |
6964 |
7907 |
8990 |
10 023 |
18 932 |
ВВП по обменному курсу, млрд дол. |
186,1 |
205 |
229 |
234 |
261 |
284 |
457 |
Темп прироста к уровню 1999 г., % |
ВВП - всего |
|
5,0 |
9,3 |
14,3 |
20,1 |
25,7 |
70,3 |
Расходы на конечное потребление |
3,6 |
7,8 |
13,3 |
18,9 |
25,1 |
71,6 |
домашних хозяйств |
|
5,0 |
9,8 |
16,1 |
22,8 |
28,9 |
82,1 |
государственных учреждений |
1,5 |
4,1 |
7,3 |
10,2 |
16,5 |
45,5 |
Валовое накопление основных фондов |
|
5,8 |
18,2 |
31,2 |
51,4 |
69,5 |
170,7 |
Структура ВВП в текущих ценах, % |
ВВП - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы на конечное потребление |
68,6 |
65,5 |
65,8 |
66,8 |
67,1 |
67,8 |
70,8 |
в том числе:
домашних хозяйств |
50,5 |
48,5 |
48,7 |
49,9 |
50,5 |
50,9 |
54,6 |
государственных учреждений |
15,4 |
14,7 |
14,6 |
14,6 |
14,2 |
14,4 |
13,6 |
Валовое накопление |
15,1 |
17,6 |
21,7 |
23,0 |
24,7 |
25,6 |
27,2 |
основных фондов |
15,9 |
18,4 |
20,3 |
21,6 |
23,4 |
24,7 |
27,2 |
прирост запасов материальных оборотных средств |
-0,8 |
-0,7 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
0,9 |
0,0 |
Чистый экспорт |
16,3 |
16,9 |
12,6 |
10,2 |
8,2 |
6,6 |
2,0 |
Валовой национальный доход, % ВВП |
95,9 |
97,9 |
98,0 |
98,0 |
98,2 |
98,7 |
99,6 |
Валовые сбережения, % ВВП |
25,5 |
30,6 |
31,5 |
31,0 |
31,0 |
30,7 |
28,7 |
Прирост потребительских цен, % (среднегод.) |
37 |
13 |
10 |
11 |
9 |
7 |
6* |
Среднегодовой обменный курс. руб.
за дол. США |
24,4 |
28,4 |
30,3 |
33,8 |
34,5 |
35,2 |
41,3 |
Экспорт товаров, млрд дол. |
74,7 |
84,6 |
81,2 |
83,8 |
86,4 |
88,7 |
104,2 |
Импорт товаров, млрд дол. |
39,4 |
45,9 |
54,0 |
59,9 |
65,1 |
70,7 |
95,3 |
Валютные резервы на конец года, млрд дол. |
9,4 |
19,1 |
24,2 |
32,8 |
35,2 |
39,1 |
52,4 |
* В среднем за год в период 2005-2010 гг. |
Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки "лидерского" ресурса, а в дальнейшем - развить и приумножить его.
В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития.
И чтобы воспользоваться "окном возможностей", важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития: радикальная либерализация, восстановление дирижистского социального государства и модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной роли государства в реализации базовых общественных функций.
Стратегия развития основана на третьем варианте.
Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается "субсидиарное" государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно.
Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это - политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений.
Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса.
Именно сценарий модернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.
Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию - добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.
|
|