2000  7 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ
В.Тресков, "Бизнес для всех" № 12
ВЛАДЕЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ДОМ, АВТОМОБИЛЬ, МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ЧЕЛОВЕК НЕ ЗАВИСИТ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРМУШКИ, У НЕГО НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАИСКИВАТЬ И ЛИЦЕМЕРИТЬ ПЕРЕД ВЛАСТЬЮ, И ПОЭТОМУ ОН ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СТРОИТЬ С НЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ИСТИННЫЙ ГРАЖДАНИН СТРАНЫ И НЕЗАВИСИМЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ - ТАКОВА БЫЛА ТОЧКА ЗРЕНИЯ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР. РЕАЛЬНО ЛИ В РОССИИ ПРЕВРАТИТЬ ФАКТОР СОБСТВЕННОСТИ В ФАКТОР ПРОГРЕССА, СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ? ОБ ЭТОМ РАЗМЫШЛЯЕТ ВЛАДИМИР ПЕХТИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО СОБСТВЕННОСТИ ГОСДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
СОБСТВЕННОСТЬ - Г  А  Р  А  Н  Т
П Р А В О В О Г О
О Б Щ Е С Т В А
"Все уже приватизировано, кроме мест для подвигов".
Б.Крутиер

Сегодня в стране более 13 тысяч предприятий с долей госсобственности от 25 до 100%. Государство должно иметь контрольные пакеты акций во всех ведущих отраслях. Это справедливо, никакие коммерческие структуры не могут выступать гарантами стабильности и безопасности государства. Но при этом мы не должны ущемлять права и возможности частного собственника. Ведь не секрет, что участившиеся в последнее время случаи "дележа" собственности имеют место исключительно по причине расхлябанности структуры органов исполнительной власти, паралича судебной системы и недоработок в законодательстве. Пример - законодательство о банкротстве.
Стоило государственной власти допустить просчеты в данной правовой области, как тут же этим воспользовались криминальные элементы и отдельные коррумпированные чиновники. В результате один из важнейших для финансового оздоровления предприятий и улучшения инвестиционного климата в стране закон превратился в легитимное орудие передела собственности.
Сейчас приходится исправлять ситуацию, вносить в третьем чтении этого закона поправки, ужесточающие контроль со стороны государства при процедуре банкротства. Ныне Комитет находится на острие экономических проблем. В какой-то мере эти проблемы скандальные - с точки зрения перераспределения собственности. Именно здесь витает страшное для многих олигархов слово "национализация".
Не вижу в этом слове призыва к силовым воздействиям или "экспроприации". Под словом "национализация" я понимаю то, что необходимо для нации. Для государства. Причем, эта процедура допустима при согласии собственника того предприятия, которое подлежит национализации. Есть же много фактов, когда собственник не может управлять предприятием. Оно ему становится в тягость, страдают и он сам, и рабочие, которые не получают зарплаты. Так почему бы не найти механизмы, с учетом удовлетворения интересов бывшего владельца, передачи предприятия государству, которое найдет управленцев, новых хозяев? Передел собственности может происходить исключительно на законной основе, то есть возвращение имущества в собственность Российской Федерации должно происходить только по закону и абсолютно гласно для всех участвующих сторон. Как отмечал Владимир Путин, "органы государственной власти обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного неправового вмешательства в его деятельность".
Нынешний этап приватизации затрагивает то, что осталось невостребованным. В основном это убыточные предприятия, которые в тягость государству и которые просто-напросто разваливаются. Вот их бы и надо отдать умным, умелым, честным предпринимателям. Это было бы действительной поддержкой малого и среднего бизнеса. Государству выгодно поддерживать новых собственников на этапе становления. В дальнейшем эти пока что "мертвые" предприятия дадут хорошие налоги в казну. Приватизация первой волны в основном решала личные вопросы новых собственников. То есть группа решительных людей смогла нахватать собственности вдоволь, оставив нищей большую часть населения. Многие способные люди остались вне приватизации. Вот этих предпринимателей надо привлечь к третьему этапу приватизации. Они поднимут экономику страны, сформируют новый средний класс.
Нужен Реестр собственности. Так же, как закон о земле не может быть принят без кадастра и оценки земельных ресурсов, так и собственность в промышленности без оценки остается бесхозной. Мы должны определиться, какова собственность по структуре, в денежном эквиваленте, между кем и как распределена. Это особенно важно потому, что скопился огромный список т.н. "ничейных" предприятий. Из более пяти тысяч дел, находящихся в судопроизводстве "по особой категории должников", более половины - отсутствующие либо прекратившие свою деятельность должники. Единственное желание налоговиков - снять с банкротов налоги. В итоге никакой заботы о росте экономических показателей никто со стороны государства не проявляет. Эту ситуацию надо менять.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2000