М.А. Евдокимова, "Финансовая Россия" № 21 |
РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПОД ОФИС
"Через какую дверь лучше всего входить в положение?" В.Власова |
|
ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ОФИСА В ПРИГОДНОМ ДЛЯ РАБОТЫ СОСТОЯНИИ ТРЕБУЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ РЕМОНТОВ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ. КРОМЕ ТОГО, ЧАСТО БЫВАЮТ НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РЕМОНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С УСТРАНЕНИЕМ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, И ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОИХ ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЕ ДОЛЖНО РЕШИТЬ, ЗА СЧЕТ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ ОНО БУДЕТ ФИНАНСИРОВАТЬ ЭТИ РАСХОДЫ: ЛИБО ВКЛЮЧАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ЗАТРАТЫ ПО ФАКТУ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА, ЛИБО СОЗДАВАЯ РЕЗЕРВ С ЦЕЛЬЮ РАВНОМЕРНОГО СПИСАНИЯ НА ЗАТРАТЫ. |
Организация может осуществлять ремонт либо собственными силами (хозспособом), либо с привлечением сторонней организации (подрядным способом). Отражать ремонт в учете следует на основании первичных документов, подтверждающих объем и стоимость проведенных работ. Если ремонт проводится собственными силами, то должны быть представлены сметы, наряды, накладные, расчетные и платежные документы, подтверждающие фактическое выполнение и стоимость работ. В случае привлечения к работам по ремонту сторонней организации необходимо иметь договор, проектно-сметную документацию, акт приемки работ и документы, подтверждающие оплату услуг. И в том и в другом случае порядок включения этих расходов в себестоимость определяется самим предприятием в зависимости от выбранной им учетной политики. Существующая нормативная база предполагает три способа учета затрат на ремонт.
Первый способ характерен для предприятий малого бизнеса, у которых суммы затрат на проведение ремонта незначительны. Они могут затраты на проведение всех видов ремонтов включать в издержки производства по соответствующим элементам затрат (п. 10 постановления Правительства РФ от 05.08,92 № 552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"; в редакции от 11.09.98; далее - Положение о составе затрат). В учете эти расходы отражаются на дебете счетов учета затрат на производство, обычно для этого используется счет 26 "Общехозяйственные расходы", если организация занимается производством продукции или оказанием услуг, либо на счете 44 "Издержки обращения", если это торговая организация.
Второй способ предусматривает создание резерва расходов на предстоящий ремонт основных средств (в том числе арендованных). Создание резерва предусмотрено следующими положениями:
- пунктом 77 приказа Минфина России от 20.07.98 № ЗЗн "Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств";
- пунктом 72 приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".
Прежде чем создать резерв, организация должна определить сметную стоимость ремонта и разработать нормативы отчислений в создаваемый резерв. В резерв должны ежемесячно отчисляться необходимые суммы в соответствии с нормативом, утвержденным организацией, с включением их в издержки производства (дебет счетов учета затрат на производство и кредит счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" субсчет "Резерв расходов на ремонт основных фондов"). В конце года организация должна произвести инвентаризацию резерва расходов и неиспользованные суммы отнести на финансовые результаты. Если окончание ремонтных работ происходит в следующем году, остаток резерва на ремонт переходит на следующий год. По окончании ремонта, в случае неполного использования резерва, оставшаяся сумма относится на финансовые результаты отчетного периода. Для проведения особо сложных видов ремонта основных фондов организация может создавать ремонтный фонд (п. 10 Положения о составе затрат). Создание ремонтного фонда аналогично созданию резерва расходов на ремонт основных средств.
Если в организации имеется ремонтный цех (участок), то все затраты по ремонту предварительно собираются в дебете счета 23 "Вспомогательные производства" с кредита счетов 10, 12, 25, 60, 69, 70 и др. По окончании ремонтных работ расходы либо списываются за счет резерва расходов на ремонт или ремонтного фонда (Дебет 89 Кредит 23), либо относятся на затраты производства (Дебет 20 и др. Кредит 23).
Что касается использования счета 31 "Расходы будущих периодов" для отражения затрат по ремонту основных средств, то ситуация сложилась следующая. До 1 июля 1995 года в пункте 10 Положения о составе затрат было записано: "В целях равномерного списания затрат по ремонту основных производственных фондов на себестоимость продукции (работ, услуг) допускается включение их в себестоимость исходя из установленного предприятием норматива с отражением разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг), в составе расходов будущих периодов".
С введением в действие постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661 "Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" этого абзаца не стало. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время организации при проведении ремонта должны либо создавать резерв или фонд, либо относить затраты сразу на себестоимость.
Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете операций по учету затрат на проведение ремонта помещения при подрядном и хозяйственном способах организации работ при отсутствии у организации ремонтного цеха или участка.
При подрядном способе организации работ
Если организация создает резерв расходов на ремонт, то подписание акта выполненных работ отражается проводкой:
Дебет 89 Кредит 76
- отражается стоимость выполненных работ - 20 000.
Если резерв не формируется, то в зависимости от места расположения объекта расходы на ремонт отражаются проводкой:
Дебет 26, 44 Кредит 76
- списываются затраты на ремонт - 20 000;
Дебет 19 Кредит 76
- начислен НДС - 4000.
При хозяйственном способе организации работ
Дебет 26, 44 Кредит 10
- израсходованы материалы на ремонт помещения - 6000;
Дебет 26,44 Кредит 70
- начислена заработная плата рабочим за ремонт
помещения - 8000;
Дебет 26,44 Кредит 69
- начислены платежи по социальному страхованию в
установленном проценте к сумме зарплаты (38,5 %) - 3080;
Дебет 20, 46 Кредит 26,44
- списаны затраты по законченному ремонту - 17080.
В случае аренды помещения под офис на срок не менее года договор аренды подлежит государственной регистрации (ст. 651 ГК РФ). В противном случае затраты, понесенные на основании незарегистрированного договора, не подлежат включению в себестоимость продукции.
|
|