2 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
МАЛОМ БИЗНЕСЕ*
"Были слухи, стала быль: плати налог на дождь и пыль!"
М.Буланже
Ю. Подпорин,
"Экономика и жизнь" № 38


ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности предусмотрен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ. В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, в том числе налог с продаж, за некоторыми исключениями.
Однако плательщики единого налога не освобождены от обязанностей налогового агента. В связи с этим они обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 1 % от выплат в пользу граждан, работающих по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера. В данном случае страховые взносы удерживаются организациями и индивидуальными предпринимателями из доходов граждан (физических лиц).
Организациям - плательщикам единого налога на вмененный доход следует иметь в виду, что они обязаны также уплачивать взносы в Фонд социального страхования РФ по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленные Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, по страховым тарифам, установленным Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 10-ФЗ.
Освобождаются они от уплаты только тех страховых взносов в названный Фонд, которые уплачиваются по страховым тарифам, установленным Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ. Статья 5 названного Закона содержит указание об уплате предусмотренных этим Законом страховых взносов плательщиками единого налога на вмененный доход в порядке, предусмотренном Федеральным законом о едином налоге. В отличие от Федерального закона № 197-ФЗ соответствующего положения об особом порядке уплаты страховых взносов от несчастных случаев и болезней Федеральный закон № 10-ФЗ не содержит.
Поскольку правила уплаты единого налога на вмененный доход распространяются только на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, определенных Законом, иные виды деятельности, осуществляемые ими, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Многопрофильные предприятия (предприниматели), осуществляющие деятельность и не переведенные на уплату единого налога (производство, оптовая торговля и т.д.), ведут раздельный учет имущества, доходов (расходов), численности работников по каждому виду деятельности и уплачивают налоги, сборы, платежи во внебюджетные фонды на общих основаниях.
Во многих субъектах РФ на уплату единого налога на вмененный доход переведены организации, осуществляющие розничную торговлю через магазины с численностью до 30 человек и другие места организации торговли. При этом в ряде региональных законов по единому налогу не оговорен вопрос о непривлечении к уплате единого налога организаций, осуществляющих реализацию продукции (товаров) собственного производства через магазины, находящиеся на балансе этих организаций.
Это привело к тому, что многие товаропроизводители, имеющие на своем балансе магазины, стали требовать от налоговых органов перевода их деятельности на уплату единого налога по деятельности, связанной с реализацией продукции их собственного производства через эти магазины, что привело бы к недопоступлению в бюджет значительных сумм НДС, налога на прибыль, налога на имущество и других налогов.
Эта позиция налогоплательщиков не имеет под собой никаких оснований. Подтверждением этому может служить постановление Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. № 2256/98, согласно которому продажа организациями собственной продукции через магазины, являющиеся их структурными подразделениями, является способом реализации продукции, но не торговой деятельностью.
Таким образом, если магазин, находящийся на балансе организации, осуществляет продажу только собственной продукции этой организации, то он не может быть привлечен к уплате единого налога. При осуществлении магазином продажи не только собственной продукции организации, но и покупных товаров он должен быть привлечен к уплате единого налога на вмененный доход, если законом субъекта РФ предусмотрен перевод на уплату единого налога организаций, осуществляющих розничную торговлю. В этом случае торговая площадь или иной физический показатель, используемый для расчета базовой доходности и суммы единого налога, определяется пропорционально выручке от реализации покупных товаров в общей сумме выручки от реализации всех товаров через этот магазин.
Если в качестве физического показателя, используемого при исчислении единого налога на вмененный доход в розничной торговле, применяется торговая или общая площадь магазина, базовая доходность должна определяться исходя из ее размера, фактически используемого в предпринимательской деятельности (кроме случаев, когда размер площади в соответствии с региональным законом о едином налоге устанавливается по экспликации инвентарного дела). В вопросах отнесения деятельности предприятий (предпринимателей) к розничной торговле необходимо руководствоваться ст. 492 ГК РФ, а по договору поставки, регулирующему оптовую торговлю товарами, - ст. 506 ГК РФ. В связи с этим деятельность торговых организаций по продаже товаров детским, лечебным, образовательным и другим учреждениям не является розничной торговлей и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
При наличии названных операций по отпуску товаров торговые организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 148-ФЗ вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае не следует руководствоваться положениями п. 124 ГОСТа Р 51303-99, введенного в действие с 1 января 2000 г., где говорится о том, что в состав розничного товарооборота включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. В противном случае расчет единого налога нужно будет производить исходя не только из торговых площадей магазинов, но и площадей складских помещений, из которых производится отпуск товаров названным учреждениям.
Существуют некоторые сложности в исчислении единого налога на вмененный доход организациям, занимающимся аптечной деятельностью. Вопросы, задаваемые налогоплательщиками, можно условно разделить на две группы:
- могут ли быть привлечены к уплате единого налога аптечные учреждения;
- должны ли аптеки, привлеченные к уплате единого налога на вмененный доход, уплачивать другие налоги при отпуске лекарств больницам и другим аналогичным учреждениям, а также при продаже лекарств, изготовленных самими аптеками.
При этом делаются ссылки на Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ, согласно которому аптеки якобы не являются многопрофильными организациями.
В связи с этим следует отметить следующее.
Из положений ст. 4 Федерального закона № 86-ФЗ следует, что аптечные учреждения - организации, которые осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями названного Закона.
В соответствии с этим положением к розничной торговле не могут быть отнесены изготовление и отпуск изготовленных лекарственных средств.
Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) изготовление лекарств относится к деятельности фармацевтической промышленности, поэтому деятельность по изготовлению лекарственных препаратов по заказам физических лиц не нашла отражения в Законе и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Исходя из определений розничной и оптовой торговли, данных в ст. 492 и 506 ГК РФ, деятельность аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов является розничной торговлей и подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.
Реализацию аптечными учреждениями лекарственных средств для юридических лиц (поликлиник, больниц и иных медицинских учреждений) следует рассматривать как оптовую торговлю, не подпадающую под действие Закона № 148-ФЗ. Во всех перечисленных случаях аптечные учреждения обязаны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета.
При решении вопроса о привлечении к налогообложению единым налогом на вмененный доход организаций, занимающихся розничной торговлей или общественным питанием, необходимо иметь в виду положения абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона, согласно которым свидетельство об уплате единого налога выдается на каждое из мест осуществления деятельности, подлежащей налогообложению. Это значит, что под предельной численностью работников, занятых в названных сферах деятельности, следует понимать численность работающих в отдельно взятых местах осуществления деятельности (в магазинах, кафе, столовых и т.п.).
Порядок определения средней численности представлен в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. № 121.
Для видов деятельности, физический показатель которых установлен "1 работник", под численностью работников при расчете сумм единого налога на вмененный доход следует понимать среднюю численность работников на конкретном объекте, которые непосредственно участвуют в осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом. В среднюю численность при этом не включаются руководители и другие служащие по классификации, предусмотренной п. 22 и 23 Инструкции.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001