2 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

ПОМОГИТЕ
БЕДНОМУ МАЛОМУ!
БАНКИ НАЧАЛИ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА МЕЛКИЙ БИЗНЕС, ВИДЯ В НЕМ ВЫГОДНОГО ЗАЕМЩИКА
"Все мы на уровне! Жаль только, что на низком."
А.Рас
В.Карпинская,
Н.Калиниченко,
По мат. ж-ла "Итоги"


Забота о малом и среднем бизнесе - очень выигрышная карта, которую любят разыгрывать российские политики, особенно перед выборами. Правда, на практике пока мало что делается для укрепления этого базиса политической стабильности.
Общеизвестно, что развитие малого предпринимательства решает многие социально-экономические проблемы - создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и пр., и пр. Чем больше сектор малого бизнеса, подвижного и гибкого, чем больше людей там работает, тем стабильнее экономика.
Так, например, в американской экономике, по словам зам. руководителя управления по делам малого бизнеса США Джеймса Уилфонга, успешно работают 25 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99,6% всех предприятий в США. Две трети всех американских рабочих работают на малых и средних предприятиях, на них приходится более 50% валового национального продукта.
Примерно такая же картина и в других развитых странах: около половины национального продукта производится на малых и средних предприятиях в Испании, Италии, Германии. В России на долю малого бизнеса приходится неизмеримо меньше - всего 6,2% от общего объема произведенной продукции. И это при том, что малое предпринимательство как субъект экономики существует в России почти десять лет. Если в начале 90-х наблюдался рост этого сектора, то пять лет назад развитие приостановилось. Не растет количество предприятий - как и пять лет назад, их количество не превышает 900 тыс., не увеличивается количество рабочих мест (доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике в 1999 году составила 12,8% - 7,5 млн. чел.).
Малые предприятия сталкиваются со множеством трудностей, которые заставляют их уходить в тень, действовать вне правового поля. Среди главных препятствий и неослабевающая налоговая нагрузка, и усложненная система налогообложения, и разрастающиеся административные барьеры.

ПОДАЙТЕ КОПЕЕЧКУ

После административно-бюрократических барьеров и высоких налогов одной из причин, тормозящих развитие, мелкие предприниматели называют недостаток кредитно-финансовых ресурсов. Ведь банковский сектор сегодня занят крупными проектами. После кризиса он повернулся к малому бизнесу, но повернулся, видимо, недостаточно.
Ставка рефинансирования снизилась в этом году до 28 процентов. Российские коммерческие банки могли бы давать малому бизнесу кредиты, но пока этого не происходит, несмотря на то, что в наших коммерческих банках есть деньги. Система кредитования малого бизнеса так и не создана. Коммерческие банки предпочитают работать с крупными клиентами, им нужны очень большие гарантии, что деньги вернутся.
Некоторый прогресс все же наблюдается, просто банкам некуда деваться, считает вице-президент Московского фонда поддержки малого предпринимательства Владимир Штерн. Банки переполнены деньгами, а заставить эти средства работать крайне сложно: межбанковский рынок и рынок ценных бумаг упал, прибыли почти нет. Это и побуждает банки повернуться лицом к малому бизнесу.
На пути развития кредитования малого бизнеса стоят три основных препятствия. По словам Штерна, главный тормоз - отсутствие у мелких предприятий достойного обеспечения кредита. Малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средств бывших государственных предприятий. Вторая проблема - дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда инфляция идет вверх, а доллар скатывается вниз и удерживается на определенном уровне, производство не может выдержать 28-30% годовых по кредитным ресурсам. Процентная ставка по сегодняшним кредитам для неокрепших предприятий чрезмерно высока.
Третью проблему осознали лишь недавно. Банки вдруг поняли: "Какая разница, каково залоговое обеспечение? Все равно получить его через суд мы не можем: такая у нас законодательная база и условия прохождения арбитражных судов".
Однако несмотря на риски, связанные с кредитованием мелкого бизнеса, такие предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Во-первых, как ни странно, они - одни из самых дисциплинированных заемщиков. Возврат кредитов здесь составляет 98-99% (так по крайней мере утверждают представители западных фондов, кредитующих российский средний и малый бизнес). Пусть "возня" с множеством небольших по размеру, по сути "розничных" кредитов занимает у банков больше времени, пусть кредиты недостаточно обеспечены залогом, но игра стоит свеч: высокий процент возвратности и сильная диверсификация кредитного портфеля для банков в нынешней ситуации чего-нибудь да стоят.
Настораживает другое. Пока российские бизнесмены не торопятся обращаться за заемными деньгами. Опрошенные нами предприниматели сетовали на высокие проценты, на то, что требуется собрать много документов, "а суммы дают смешные". А тут еще вечные сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью нашей жизни. А те, кто в состоянии предоставить гарантии, уже не хотят довольствоваться небольшими суммами - до 150 тысяч долларов, которые предлагаются малому бизнесу на российском рынке.
Бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14-15% (в рублях - 30-35%) плюс налоги, плюс аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на срок до полугода, а за это время сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться. Ставки постоянно меняются, и суммы по процентам приходится отдавать астрономические.
Хотя большинство предпринимателей все-таки обходится своими деньгами - не так много видов бизнеса в российских условиях дают хорошую отдачу. А кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов, много возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а наши предприятия скрывают доходы из-за высоких налогов, поэтому банк кредит не выдает, говорят бизнесмены. Поэтому они предпочитают обращаться пусть даже к менее надежным, но "своим" банкирам (или работникам банков), а те выдают средства без достаточного анализа при любых финансовых показателях - видимо, за определенное вознаграждение или просто по дружбе.

А ВСЕ-ТАКИ ОН КРЕДИТУЕТСЯ!

И тем не менее кредитование малого бизнеса набирает обороты. Правда, пока им интересуются в основном западные кредиторы. Но старший вице-президент инвестиционной группы "Дельта-Капитал", управляющей компании Фонда "США-Россия" Кристина Лумис считает, что малый бизнес уже становится стратегически важным и для российских банков.
Фонд поддержки малого бизнеса в России ЕБРР и Фонд "США-Россия" видят в секторе малого бизнеса свою целевую группу. "Если вы начинаете работать с таким клиентами, они растут очень быстрыми темпами, у них большой потенциал, бизнес развивается. Это выгодно всем", - говорит координатор программы ЕБРР "Фонд поддержки малого бизнеса в России" Дирк Хабэк.
Дирк Хабэк и Кристина Лумис считают, что малый бизнес может брать кредиты, несмотря на то, что фонды предлагают заемные средства по рыночным процентным ставкам. Конечно, ставка 19% в валюте, под которую дает кредиты Фонд "США-Россия", достаточно высока, но спрос на кредиты не снижается - значит, это выгодно предпринимателям. (Для сравнения: в США предприятия берут коммерческий кредит под 8-9%, льготный - под 4-5%). "Клиенты все равно хотят работать с нами, потому что мы находимся с ними в тесном сотрудничестве и предоставляем консультации", - говорит Кристина Лумис. Она считает, что для каждого региона должна быть своя процентная ставка: для Екатеринбурга - 14-15%, для Ростова - 14%, и, возможно, зимой ставку удастся снизить.
По программе Фонда "США-Россия" кредиты выдаются на два года - видимо, именно это заставляет российских заемщиков мириться с высокой ставкой.
"Это наше достижение, - говорит Кристина Лумис. - Российские банки дают деньги на 3-6 месяцев, иногда на год. Два года - это большая редкость". Г-жа Лумис отметила, что есть потребность в кредитах и на 3 года - на капитальные затраты, на новые помещения. "Пока наш лимит - 150 тысяч долларов в руки, но есть реальная потребность увеличить лимит до 400 тысяч".
По словам Дирка Хабэка, оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании: легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки. Проанализировать его намного проще, чем в случаях с холдингами, где множество "дочек", и одни могут иметь прибыль, другие - убытки, у одних имущество стоит на балансе, у других - нет, и в результате трудно понять, что же на самом деле происходит с финансовыми потоками внутри холдинга.
Уровень возврата по кредитам, выданным по программе ЕБРР, - 99%, по программе Фонда "США-Россия" - 98%. Успех объясняется детальным анализом финансового состояния клиента и ежемесячным жестким мониторингом заемщиков и банков. "Как ни парадоксально, главный риск связан с российскими банками, а не с заемщиком, - утверждает Кристина Лумис. - Поэтому наш анализ и мониторинг банков тоже очень жесткий, каждый месяц мы получаем отчет из каждого банка".
Ярко выраженных отраслевых предпочтений при выдаче кредитов западные инвесторы, как правило, не имеют. "Мы считаем важным не делать исключений", - говорит г-н Хабэк.
Фонд "США-Россия" предпочитает кредитовать фармакологию, стоматологию, полиграфию, автозапчасти, услуги (большая часть портфеля), пищевую промышленность, производство мебели. "Основными заемщиками в 96-м году были пекарни, предприятия, предоставляющие фото- и ювелирные услуги, - рассказывает Кристина Лумис. - Сейчас это производство автозапчастей и услуг: компьютерных, стоматологических и более прогрессивных - полиграфических (реклама высокого качества и оборудование). Новый сегмент заемщиков - все древние советские заводы, которым нужны реконструкция, ремонт. По тому, как меняются сферы кредитования, видно развитие российской экономики".
И Дирк Хабэк и Кристина Лумис отметили, что они не видят пока серьезных конкурентов своим фондам на российском рынке. По мнению Дирка Хабэка, российские банки не владеют той технологией, которая сделала бы их конкурентоспособными. "Мы оцениваем клиентов не только по тем документам, которые они сдают в налоговую инспекцию, мы сами составляем полную картину бизнеса, - говорит начальник кредитного отдела КМБ-Банка, специально учрежденного ЕБРР для кредитования малого бизнеса, Ольга Боднарчук. - Мы проводим свой финансовый анализ". Другим преимуществом КМБ-Банка она считает оперативность, потому что малому бизнесу кредиты нужны очень быстро. Обычно на предоставление экспресс-микрокредита до 150 тыс. рублей (то есть около 5 тыс. долларов) уходит не более трех дней, а кредита до 30 тысяч долларов достаточно пяти дней. Российские банки, как правило, рассматривают заявку гораздо дольше.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПАЙКА

Сколько бы ни говорили западные фонды об успешном старте кредитования российского мелкого и среднего бизнеса, объем выданных ими кредитов ничтожен по сравнению с потенциальными потребностями. Запросы бизнесменов быстро меняются: сегодня все понимают, что окупаемость нормального инвестиционного проекта - 3-4 года, соответственно кредиты нужны долгосрочные. К тому же если шесть лет назад, чтобы начать собственное дело, достаточно было 10-15 тыс. долларов, сегодня нужны более крупные суммы.
Теоретически предприниматели могли бы рассчитывать и на поддержку государства, ведь оно тоже выделяет средства для кредитования малого бизнеса. Это бюджетные деньги, выделяемые под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса. Распоряжается ими Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), передавая большую долю этих ресурсов в региональные фонды поддержки малого предпринимательства (они существуют почти во всех регионах), которые в свою очередь выдают кредиты предпринимателям. Фонд оставляет себе только кредитование программ федерального уровня и выступает залогодателем и поручителем перед кредитными организациями, финансирующими малый бизнес.
Помимо выделенных бюджетом этого года 90 млн. фонд обязан потратить в этом и следующем году по 40 млн. рублей своих собственных средств.
Федеральная программа на 2000-2001 годы будет финансироваться и из Государственного фонда занятости населения России, который выделит в этом и следущем году по 80 млн. рублей.
Конечно же, этих денег мало. "В кои-то веки принята правительственная программа, а на ее осуществление выделяется всего 90 млн. рублей", - недоумевает г-н Штерн и добавляет, что в небольшом сельскохозяйственном штате Канзас на поддержку малого предпринимательства ежегодно выделяется порядка 50 млн. долларов.
"Деньги ФФПМП попадают предпринимателям через систему региональных фондов, выдающих деньги под гарантии региональных бюджетов", - рассказывает президент фонда Александр Рунов. По мнению Рунова, основным "наполнителем" регионального фонда должен служить не федеральный, а региональный бюджет, бюджет субъекта Федерации. Губернаторы должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса. Вместе с тем трудно ожидать, чтобы губернаторы, особенно депрессивных регионов, чья налоговая база еще больше пошатнулась в результате налоговых инициатив федерального центра, занялись бы пополнением региональных фондов, отрывая средства от каких-то насущных нужд. Но сильные и довольно "продвинутые" регионы - такие, как Москва - могут себе это позволить. Правительство Москвы планирует выделить на поддержку малого предпринимательства в следующем году 558 млн. рублей, не получив, кстати, из федерального фонда ни копейки.
Как водится, государственные ресурсы дешевле и "длиннее" всех остальных. Сегодня федеральная процентная ставка по кредитам, предоставляемым через региональные фонды, - 15%. Региональные фонды могут накинуть сверх этого не более 8%, так что максимальная ставка 23% в рублях. "Добавка" зависит от того, насколько нужны проекты региону, например, финансирование проекта, который может быть не столь рентабелен, но социально значим, связан с занятостью инвалидов и т.д., может проводиться по самым льготным расценкам. В Москве с 1994 года льготные кредиты предоставлялись по ставке, максимальный размер которой не мог превышать половину ставки рефинансирования (в нынешней ситуации - 14%). Но при такой дешевизне у льготного кредитования через фонды есть и минусы: не будучи банковскими учреждениями и не имея соответствующих лицензий, государственные фонды выдают не кредиты, а займы. В отличие от кредитов, проценты по займам выплачиваются из чистой прибыли предприятия, что увеличивает его налоги.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Однако очевидно, что и бюджетными кредитами всех не накормить. Даже в передовой Москве за два последних года выдано всего 120 млн. руб. кредитов (примерно столько же российский коммерческий банк, кредитующий малый бизнес, выдает меньше чем за год).
Пробиться к льготным ресурсам при их дефицитности, вероятно, очень тяжело - открывается широкое поле для коррупции, как, кстати, при распределении любых государственных средств. Возвратность госсредств несравненно ниже, чем у банковских кредитов (так, у ФФПМП есть просроченная дебиторская задолженность аж с 1995 и 1996 годов - в то время многие кредиты выдавались без должного обеспечения).
Впрочем, это не столь уж удивительная ситуация. Директор Всемирного банка по России Майкл Картер любит ссылаться на опыт Всемирного банка в других странах: государственное целевое финансирование малых предприятий не приносит эффективной отдачи. Наиболее перспективный путь, по его мнению, - развитие банковского сектора.
Выступая на парламентских слушаниях, посвященных проблемам малого бизнеса, г-н Картер предлагал обратить особое внимание на макроэкономические аспекты, которые помогли бы обеспечить низкие процентные ставки, на возможность создания конкуренции в банковском секторе.
Зам. министра по антимонопольной политике и предпринимательству Андрей Цыганов считает, что "никогда, нигде, никак государство не будет главным источником денег для развития и создания предприятий. Предприятия всегда будут искать деньги на финансовом рынке, в коммерческих банках. Вопросы, связанные с переориентацией действующих финансово-кредитных институтов на поддержку малых предприятий, - одно из основных направлений государственной политики в целом".
Председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Сергей Глазьев считает, что должны быть созданы специализированные финансовые институты, поддерживающие те виды деятельности, в которых по объективным причинам норма прибыли невелика. "Мы не можем рассчитывать на бюджет, но у государства есть Сберегательный банк, есть другие финансовые возможности, и государственная банковская система должна получить от государства четкий ориентир, выделить определенную квоту кредитных ресурсов на поддержку малого бизнеса. Ничего здесь антирыночного нет. И в Индии, и в Китае, и даже в странах "семерки" такие механизмы существуют", - говорит г-н Глазьев.
Г-н Штерн видит выход в том числе и в создании лизинговых компаний. "При лизинге отчасти решается проблема обеспечения: обеспечением становится сам предмет лизинга - арендуемое оборудование".
Есть и другие скрытые резервы - общества взаимного страхования и кредитования. Кредитная кооперация, очень развитая на Западе (общества взаимного кредитования и страхования, учрежденные предпринимателями, своеобразные "кассы предпринимательской взаимопомощи" выдают своим членам кредиты под низкие проценты), вполне может составить некую альтернативу традиционным финансово-кредитным институтам, считает г-н Цыганов. Но "альтернативу, более ориентированную на реальные потребности субъектов малого предпринимательства... Кооперирование предполагает, что участники такой кооперации доверяют друг другу, способны предоставить друг другу кредитные средства на взаимоприемлемых условиях. Сегодня существуют несколько проектов законов в области кредитной кооперации, на уровне межведомственного согласования практически закончен проект федерального закона об обществах взаимного страхования, которые могут стать одним из инструментов вовлечения средств предпринимателей на финансовый рынок".


ЗАПАДНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Фонд поддержки малого бизнеса в России ЕБРР создан в рамках программы ЕБРР по кредитованию малого бизнеса в 1994 году. Банк и страны Большой семерки выделили на его работу по 150 миллионов долларов. Фонд работает более чем в 25 регионах и предоставляет кредиты через шесть российских банков, с которыми ЕБРР заключил прямые долгосрочные договоры на срок от 3 до 5 лет. Ежемесячно через Сбербанк выдается 800-900 кредитов малым предприятиям, через КМБ-Банк - 450-500, по 50-100 кредитов - через региональные банки, такие как Банк Петровский (Санкт-Петербург), Нижегородский банкирский дом (Нижний Новгород), Дальневосточный (Владивосток), Инвестиционный банк Кубани (Краснодар). Всего ежемесячно кредитуется около 1500 клиентов. Средняя сумма кредита - 14 тыс. долларов, после кризиса - 12 тыс. долларов. Средний срок по кредитам от 30 до 150 тыс. долларов - 16,5-17 месяцев и по кредитам до 30 тыс. долларов - 8-9 месяцев.
Ставка по кредитам колеблется в пределах 14-18% по кредитам в валюте и 25-35% в рублях. Предоставляются микрокредиты на пополнение оборотных средств - до 30 тыс. долларов на срок до одного года, малые кредиты на инвестиционные цели - от 125 до 150 тыс. долларов. Всего за шесть лет существования фонда выдано 41 тыс. кредитов на сумму 470 млн. долларов.
Критерии при выборе заемщиков: предприятие должно работать не менее трех месяцев (торговля) или полугода (производство и сфера услуг). Решения принимаются после финансового анализа работы в течение трех последних месяцев. В качестве залога может приниматься любое оборудование, транспорт, товары, личное имущество, недвижимость. Желательно, чтобы в качестве залога предоставлялось и личное имущество, пусть на небольшую сумму.
Инвестиционная группа "Дельта-Капитал" - управляющая компания Фонда "США-Россия", образована в 1995 году на деньги американского правительства, работает в 25 регионах, действует через 26 российских банков. Банки выбираются по следующим критериям: строгий баланс, интерес к работе с малым бизнесом, высокопрофессиональный менеджмент. С 1996 года выдано 2500 кредитов на сумму 55 млн. долларов.
© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001