6 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ

БЕГСТВО ВАЛЮТЫ ИЗ СТРАНЫ
П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я
По мат. газ.
"Стоит ли бросать тень на представителей теневой экономики?"
В.Власова
"Российские вести"

Минфин обнародовал в марте данные, согласно которым бюджет за два первых месяца года исполнен с дефицитом в 14,5 млрд. рублей. Такова цена весьма своеобразно сверстанного федерального бюджета, в который сгоряча заложили деньги международных кредитных организаций, но в то же время "забыли" предусмотреть выплаты Парижскому клубу кредиторов.
Такова расплата за болезнь, которую до сих пор никто лечить не брался, - утечку капитала за рубеж. Так почему валюта бежит из страны, как черт от ладана?


БРЕЖНЕВИЗМ. ДУБЛЬ ВТОРОЙ

Только за 1994 - 2000 годы удравший капитал исчисляется 154,6 млрд. долларов. В прошлом году утечка эта составила 24,6 млрд., почти достигнув рекордного уровня кризисного 1998 года. То есть ежегодно уходит капитал, сопоставимый с федеральным бюджетом!
Суть правительственной программы, созданной Центром стратегических разработок, сводится к тому, как было бы прекрасно, если бы деньги оставались в России. Но предварительные итоги 2000 года свидетельствуют о провале такой государственной политики. Стало вполне очевидным, что силовое давление не остановит утечку капитала, а лишь направит ее по новому руслу. Прекрасной неожиданностью прошлого года стало разве что сокращение объемов невозврата экспортной выручки и фиктивного импорта. За первые три квартала этот показатель составил 318 млн., то есть в 12 раз меньше, чем в аналогичный период предыдущего года. Это - плоды укрепления валютно-экспортного контроля. Но это вовсе не значит, что капитал остался в России! Закрыли дверь, а он устремился в окно: резко увеличился отток по "черным" каналам - статистические "ошибки и пропуски" за первые три квартала составили 7,4 млрд. долларов (при уровне всего 1999 года в 7,5 млрд. долл.). И волна черного оттока поглотила результаты валютно-экспортного контроля.
Не улучшилась и инвестиционная привлекательность России. Либерализация, о которой так много говорит сегодня власть, станет полезной тогда, когда будут сняты внутренние структурные преграды для инвестиций в Россию. Потому что, если мы сохраним прежний уровень преград внутри страны, то этой самой либерализацией только облегчим отток капитала. Облегчение притока капитала будет незначительным по сравнению с облегчением оттока. В то время как одни финансовые группы возвращают средства в страну, другие эвакуируют активы. Уже в 2001 году это может жестоко углубить диверсификацию политики государства в отношении разных групп капитала. Но толку не будет, поскольку факторы, выталкивающие капитал из страны, остаются.
Самая тревожная часть платежного баланса - головокружительный рост долгов по поставкам на основе межправительственных соглашений. Составившие за весь 1999 год менее 200 млн. долларов, в I квартале 2000 года они оказались равны 1,2 миллиарда! Во II - 1,4, в III - 1,1 млрд. долларов. Похоже, правительство покрывает межправительственными соглашениями грехи своих чиновников, что вынуждает отнести прирост этих долгов, несмотря на их внешне официальный характер, к неофициальному оттоку капитала. Главная причина утечки капитала - двухлетнее отсутствие внятной политики, наглядная неадекватность правительства и пренебрежение им насущными проблемами структурных реформ. Где антимонопольная политика, декриминализация банкротства и реформа суда? Выхолащивается и разрекламированная налоговая реформа. Правительство до сих пор не утвердило программы реструктуризации естественных монополий МПС и РАО "ЕЭС России". Именно из-за недееспособности правительства экономика не впитала всю экспортную выручку и выталкивает ее из страны. К тому же добавился откровенный обман внешних кредиторов - все это не предвещает ничего хорошего и ведет к дальнейшему усилению оттока капитала.
Пока нас выручают нефтедоллары. В прошлом году по сравнению с 1999-м доля утечки в положительном сальдо внешней торговли даже упала с 63,2 проц. до 47,8 проц. Это значит, что бизнес компенсирует слабость государства и оставляет в стране все большую часть валютной выручки. Таким образом, отток капитала, несмотря на абсолютный рост, в относительном (по отношению к притоку средств) снижается.
Это обнадеживает. Но лишь до тех пор, пока остаются беспрецедентно высокими мировые цены на нефть. Стихийная репатриация российских капиталов без разумных структурных реформ и, главное, защиты собственности никогда не возобладает над их бегством. В условиях поистине брежневского потока нефтедолларов масштабы последнего не страшны, но они станут непосильными уже в близком будущем, когда нефтедоллары начнут иссякать.
В начале 2001 года утечка капитала усиливается из-за откровенного обмана внешних кредиторов Россией (хотя договоренность о выплате ПКК достигнута).

РЕФОРМАТОРЫ НЕ СДАЮТСЯ

Они нашли новый выход из положения: оказывается, чтобы уменьшить количество "горячих" рублей, надо не обеспечивать их втягивание в реальный сектор, но сокращать рублевую эмиссию, точнее, ее первопричину - приток валюты на рынок и, соответственно, ее скупку Центробанком.
Самый откровенный из реформаторов, советник президента Путина по экономике Илларионов официально подчеркнул (ко всему еще и сославшись на президента) пагубность для России слишком большого притока валюты и полезность ее оттока. Его убежденность уже нашла отражение в политике правительства. Если в 1992 - 1998 годах либералы-гайдаровцы, включая того же Илларионова, крушили российскую экономику, исходя из того, что "чем меньше денег у народа, тем лучше для народа", то теперь они перенесли тот же самый подход на все государство: чем меньше у России валюты, чем она беднее и зависимее от кредиторов, в первую очередь от США, тем лучше для наших профессиональных реформаторов, тем лучше для нашего "прагматичного" правительства.
Именно на основе этих соображений оно стремится форсированно, уже в 2001 году ввести страну в ВТО (что сделает ее беззащитной перед мировой конкуренцией и резко увеличит импорт без значимого роста экспорта), снизить норматив обязательных продаж валютной выручки с 75 до 50 проц. и превратить валютный контроль из превентивного, то есть предварительного, которым он является сейчас, на оценивающий уже совершенные сделки "задним числом". Понятно, что в условиях, когда потерянные в среднероссийском регионе паспорта исчисляются десятками тысяч в год, такое радикальное смягчение валютного контроля приведет к невиданному даже в 1993 - 1995 годах расцвету "фирм-однодневок", осуществляющих заведомо криминальные операции с валютой.
Дополнительным шагом в том же направлении стало более чем двукратное снижение экспортных пошлин на нефть (с 45 до 22 евро за тонну), осуществленное правительством в феврале без каких-либо экономических предпосылок. В годовом исчислении подарок реформаторов нефтяным компаниям оценивается в 2 млрд. долл. в год - при том, что в это же самое время это же самое правительство с величайшим трудом, срываясь в политический скандал и вызывая в свой адрес самые яростные и разнообразные обвинения, протаскивало через Госдуму поправки к бюджету, позволяющие изыскать 6,1 млрд. долл. дополнительных доходов.
Может быть, правительство хотело стимулировать инвестиции? Но в этом случае оно должно было параллельно с предоставлением дополнительных доходов нефтяникам разрушать сложившиеся инвестиционные барьеры, прежде всего в области антимонопольного регулирования и защиты права собственности, на что не было и намека.
Расхожие подозрения в коррумпированности и в том, что правительство пыталось заручиться политической поддержкой "нефтяных баронов", не должны заслонять соответствия сделанного "подарка" общему курсу реформаторов на размывание золотовалютных резервов России. Не будучи дополненной мерами по стимулированию инвестиций, передача 2 млрд. долл. из бюджета нефтяным компаниям означает вывод за границу значительной части этих средств и, соответственно, дальнейшее сокращение валютных ресурсов страны.
По имеющимся оценкам, проведение описанной комплексной политики уже в 2003 году приведет к падению золотовалютных резервов Центробанка почти в 3 раза - до 10 млрд. долл. - и утрате Россией последних призраков суверенитета...

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ, млрд. долл.
  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
(оценка)
Сальдо внешней торговли 10,5 10,7 17,1 11,1 12,9 32,3 58,0
Просроченный долг иностранных получателей ссуд и займов 12,8 10,6 9,5 3,0 7,4 5,8  
По межправительственным соглашениям - - - 0,1 0,7 0,2  
Невозврат экспортной выручки и непогашенные импортные авансы 4,1 5,2 10,1 11,6 8,0 5,1  
Чистые ошибки и пропуски 0,3 8,2 5,1 5,7 9,0 7,5  
ИТОГО 17,2 24,0 24,7 20,4 25,1 18,6 24,6
Неофициальный отток в % к сальдо внешней торговли 163,8 224,3 144,4 183,8 194,6 42,4 57,6
Источник: платежные балансы Центробанка РФ

© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001