8 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ 
ЖУРНАЛ 
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
Малое Предприятие
ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ
"Теперь мы одержимы идеей, что у нас нет идеи".
А.Рас
В. Анфилов, доктор ист. наук,
по мат. "Независимой газеты" № 67

Где искать национальную идею? Только в истории.
Еще со времен Екатерины II широкое хождение среди помещиков и городского населения получили западные нравы. Это вело к негативным последствиям, что не могли не видеть ученые. "Во второй половине XVIII века, - писал Сергей Соловьев, - замечаем новое направление: заимствование плодов европейской цивилизации с исключительной целью материального благосостояния оказывается недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело, как выражались лучшие люди эпохи". По этому поводу разгорелась острая борьба между "западниками" и "славянофилами". Даже "западник" Тимофей Николаевич Грановский, выступая перед студентами Московского университета в 1845 г., сказал: "И вам и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение России - России, идущей вперед и с равным презрением внимающей клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подражателей западным формам, без всякого собственного содержания, и старческим жалобам людей, которые любят не живую Русь, а ветхий призрак".
Позже свое мнение по этой важной проблеме высказал студентам Московского университета и Василий Ключевский. "Вы должны прежде всего приняться работать своим умом вместо пассивного усвоения плодов чужого ума... Надо признаться, что это поколение, которому принадлежит и говорящий, доселе плохо разрешало свои задачи, и надо думать, что оно сойдет с поприща, не разрешивши их, но оно сойдет с уверенностью, что вы и те, которые вы будете воспитывать, разрешите их за нас", - сказал ученый, заключая чтение "Курса Русской истории".
Для этого, говорил он им еще раньше, необходимо знать характер русского человека, его привычки и наклонности. Еще Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Сергеевич Пушкин и другие выдающиеся личности России говорили, что наш народ наделен трезвым умом и бодрым взглядом на жизнь, чужд сомнений и непритязателен, вынослив и храбр, осторожен и незлопамятен, умеет ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим.
Из национальных особенностей и характера народа, указывал студентам Ключевский, и формируется постепенно благодаря "плодам личного творчества" национальная идея. Этими плодами, замечает он, в обиходном языке принято называть домашний быт, факты умственной и нравственной жизни, успехи знания и искусства и т.д. Между индивидуальным умом и коллективным сознанием происходит постоянный обмен услуг и влияний. Общественный порядок питает уединенное размышление и воспитывает характер, служит предметом личных убеждений. Зато и личные убеждения, становясь признанными в обществе, входят в общее сознание.
Выйдя из пределов личного существования, личная идея становится общим, национальным достоянием, и не только общим, но и обязательным, т.е. общепризнанным правилом или убеждением. Национальная идея, по мнению Ключевского, "становится историческим фактором, когда овладевает какою-либо практической силой, властью... силой, которая перерабатывает ее в закон... в обычай, наконец, в поголовное массовое увлечение".
Нужно взвесить и оценить опыт прошлого, впечатления, пережитые российским народом, чувства гордости и патриотизма, присущие ему, нравы и привычки, воспитанные в нем, и все лучшее взять на вооружение. Это тем более необходимо, потому что мы живем во время, обильное идеями, но идеями борющимися и взаимоисключающими. "Знание своего прошлого, - советовал тот же Ключевский, - облегчает такой выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его, как от косности, так и от торопливости".
Редко когда национальная идея подвергается такому искушению, как в нашей стране в конце XX - начале XXI века. Решив, что Россия сошла со старых основ своей жизни, значительная часть обществ настроила свое мышление на новый, ничем не подкрепленный лад. Так явились опоры для равнодушия к отечественному прошлому, более того - негативного отношения к нему. Спрашивают: чему может научить нас советский опыт, когда мы порвали с ним всякие связи, зачем оглядываться назад, когда впереди так много дел? В действительности же для России крайне важно опереться на опыт истории, потому что ее крутые повороты подготавливаются предшествующим развитием.
Народная жизнь никогда, не должна порывать связь со своим прошлым. Если духовные силы народа иссякнут, то никакое экономическое и политическое устройство страны ее не спасет. Чтобы не допустить этого, необходимо уделять больше внимания нравственному возрождению, которое зависит от воспитания и просвещения. "Сколь благородно, сколь утешительно помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский, - указывал Николай Карамзин, - Но везде ли начальство желает способствовать успехам воспитания и просвещения, которое есть источник не только многих удовольствий в жизни, но и самой благородной нравственности; которое образует мудрых министров, достойных орудий правосудия, сынов отечества в семействах, рождая чувства патриотизма, чести, народной гордости; и без которого люди служат только одному идолу подлой корысти... Россияне одарены от природы всем, что возводит народы на высочайшую степень гражданского величия: умом и твердым мужеством... Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того без сомнения и другие уважать не будут".
На это же обращал внимание и Грановский: "Сущность прогресса проявляется в развитии идей, распространении просвещения, нравственного совершенствования людей". По мнению Ключевского, одним из отличительных признаков великого народа является способность подняться на ноги после падения. Для этого необходимо нравственное возрождение, а оно сделает возможным и возрождение политическое, так как "политическая крепость прочна только тогда, когда удержится на силе нравственной". Точка зрения историков совпадает с мнением по этому вопросу поэта Пушкина: "Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов".

© ИИФ "Дайджест-Пресс Лтд", 2001